Все для фронта, все для Победы!


Живая история Кавказа

Рабочие, колхозники, интеллигенция с первых же дней войны свято выполняли свой долг, пополняя ряды действующей армии. 26 тысяч карачаевцев ушли на фронт. В организациях Осоавиахима получили подготовку и отправились на фронт 26 355 кавалеристов, 35 200 горных стрелков, 32 650 радистов-связистов, 18 850 шоферов и мотоциклистов, несколько сот летчиков . Оборонные организации подготовили 10 тысяч медицинских сестер, около 30 тысяч санитарных дружинниц для фронта и тыла.

Бойцы и командиры, уезжая на фронт, клялись выполнить свой священный долг перед Родиной. И свою клятву они сдержали с честью.

Крепили оборонную мощь страны, собирали теплую одежду для фронтовиков, окружали заботой и вниманием семьи фронтовиков, шефствовали над госпиталями.

Мировая история не знает другого примера, когда население всей страны, люди разных возрастов и профессий по собственной инициативе, по велению своего сердца так активно участвовали бы в сборе и отправке на фронт подарков и теплых вещей, в сдаче донорской крови, в сборе средств на производство различного вооружения, в проведении воскресников и активной подписке на военные займы, как это было в СССР в годы Великой Отечественной войны.

Братский привет карачаевцам от Иосифа Сталина

17 мая 1943 г. в газете "Красный Карачай" была опубликована телеграмма секретарю Малокарачаевского райкома ВКП (б) Хаджиеву: "Передайте колхозникам и трудящимся Малокарачаевского района, собравшим один миллион рублей на строительство боевых самолетов "Колхозник Карачая", братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин".

Еще шла Великая Отечественная война. Советские войска, ведя наступательные бои, продвигались на Запад. В глубоком тылу, за тысячу верст от фронта спецпереселенцы работали по 12-14 часов без устали. Большинство работало в колхозах, совхозах и МТС. Как сообщали с мест партийные органы, среди карачаевцев было немало передовиков производства.

За выдающиеся достижения в выращивании сахарной свеклы молодые карачаевки Нузула Кубанова, Патия Шидакова, Тамара Абдуллаева были награждены орденами Ленина с присвоением звания Героя Социалистического Труда.

С осени 1942 г. развернулось активное партизанское движение на Северном Кавказе. Всего, по неполным данным, на Северном Кавказе и Сталинградской области было создано 250 партизанских отрядов и групп, включавших в себя свыше 250 тысяч человек. Смертью храбрых, защищая свою Родину пала славная дочь карачаевского народа Залихат Эркенова.

В ноябре 1942 года в г. Кисловодске немецкое гестапо расстреляло отважную карачаевкую партизанку З. Эркенову, награжденную четырьмя правительственными наградами. Перед расстрелом она сумела передать домой письмо, в котором имеются такие строки: "Дорогая мамочка, меня скоро расстреляют, но не плачьте, за меня отомстит Советская Армия, а мою дочь воспитает Советская власть".

Однако ее дочь Зарему выслали в Среднюю Азию, несмотря на то, что мать отдала свою жизнь за Советскую власть, а отец — офицер Юнус Урусов героически сражался на Ленинградском фронте.

Карачаевцы на фронтах Великой Отечественной войны

Посланцы горного края, не щадя своей жизни, защищали Москву и Ленинград, сражались под Сталинградом и Курском, освобождали от врага Будапешт, Варшаву и Прагу, участвовали в штурме Берлина. 14 тысяч карачаевцев были удостоены высоких боевых наград, а 14 из них присвоено звание Героя Советского Союза. В борьбе с фашистскими захватчиками обессмертил свое имя сын Карачая Осман Касаев. Партизанский отряд под командованием Касаева разгромил 27 вражеских гарнизонов, уничтожил до 4 тыс. фашистов, провел более 100 других крупных диверсий и операций. Осман Касаев погиб 17 февраля 1944 г. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В боях с гитлеровцами участвовали свыше тысячи девушек из Карачая и Балкарии. Комсомолка Зоя Дагова была радистом на эсминце Черноморского флота, Халимат Эбзеева командовала конной разведкой, сестрами милосердия были Фатима Чиханчиева, Софият Хотчаева, Зухра Эркенова, Роза Уртенова, Фронза Хаунежева и др.

Почти полностью из карачаевцев и балкарцев состоял кавалерийский корпус Доватора, храбро защищавший Москву.

Депортация карачаевского народа

На рассвете 2 ноября 1943 года, в течение двух часов, безвинный и ничего не подозревающий карачаевский народ — 69. 267 человек, из которых 53,9 процента составляли дети; 28,1 процента — женщины и лишь 18 процентов — мужчины — главным образом старики и инвалиды войны — под дулами автоматов специально привлеченных для этого 60 тыс. солдат из войск НКВД, был в спешном порядке погружен в товарные вагоны и отправлен в неизвестность — на восток. Переселенцам было разрешено взять с собой лишь сухой паек, рассчитанный на несколько дней, и одежду. В среднем в "теплушку" погружалось до 50 человек, всего было сформировано 36 эшелонов. Более 20 дней переселенцы задыхались от тесноты и антисанитарии, мерзли и голодали, умирали от болезней. На остановках приоткрывали двери телячьих вагонов, наспех выгружали трупы и продолжали путь. Всего за время следования погибло 653 человека. (ЦГА РФ, ф. 9479, оп. 1, д. 137, л. 206).

Переселенцы были расселены небольшими группами на огромной территории от Северного Казахстана до предгорий Памира, более чем в 480 населенных пунктах. Цель такого расселения очевидна — полная ассимиляция народа, его исчезновение как этноса.

С первых дней расселения был установлен специальный комендантский режим, по которому депортированным под страхом каторги запрещалось переезжать из одного населенного пункта в другой или же навещать родственников без специальных пропусков. Они должны были ежемесячно отмечаться в спецкомендатуре.

Питание переселенцев в общепринятом смысле, особенно в начале, было крайне ограничено. Люди ели коренья и листья трав, жмых, мерзлый картофель, макуху, люцерну, крапиву, кожу стертой обуви. Как указывается в докладной записке начальника ГУЛАГа наркому ВД, более 70% карачаевцев прибыло к местам расселения без продуктов питания.

Можно понять, когда в том же 1944 году советские люди в солдатских шинелях умирали за родину в ожесточенных боях с немецко-фашистскими захватчиками. Можно понять, хотя и с трудом, мученическую смерть советских людей в гитлеровских концлагерях. Но как понять смерть советских людей в глубоком тылу своей родной страны от голода?

Куда депортировали карачаевцев

Численность депортированных карачаевцев, с учетом высланных в 20-30 годы, демобилизованных с фронта, вернувшихся из трудармии, составляла 78. 827 человек (18.068 семей). По переписи 1959 года численность карачаевцев составила 81.000 человек.

Карачаевская автономная область была упразднена и часть территории передана Грузии. Депортация проводилась тогда, когда подавляющая часть мужского населения находилась на фронте в рядах Советской Армии. Хрущев в своем докладе на ХХ съезде КПСС не без ехидства отметил, что депортация карачаевцев, якобы носившая военно-стратегический характер, на самом деле проводилась тогда, когда успех Советской Армии был уже предрешен.

Из доклада Берии Сталину: "...По состоянию на 1 февраля 1944 г. на территории Казахской ССР расселено 12 342 семьи спецпереселенцев-карачаевцев с наличием в них 45.500 чел., из них в Южно-Казахстанской обл. — 6643 семьи в количестве 25216 чел., в Джамбулской обл. — 5699 семей — 20285 чел.

Для обслуживания спецпереселенцев организованы 24 спецкомендатуры, в т.ч. в Южно-Казахстанской области — 13 и в Джамбулской — 11.

Во всех районах расселения Казахской и Киргизской ССР поступает в райотделения и комендатуры НКВД много заявок в отношении розыска членов семей и соединения с ними. Только в Джамбулской области таких заявлений поступило свыше 2000. В некоторых населенных пунктах зарегистрированы факты со стороны отдельных лиц и местного населения сочувствия карачаевцам". (ЦГА РФ, ф. 5451, оп. 12, д. 212, л. 283).

Выпавшие на их долю испытания облегчили лишь доброе участие и помощь соседей — казахов, русских, представителей других национальностей, не утративших человечности вопреки тяготам войны. Процесс сближения карачаевского и казахского народов шел на почве взаимной доброжелательности и понимания. Да и не могли казахи, еще недавно пережившие "голощекинский геноцид", не понять карачаевцев, поголовно выселенных с обжитых земель.

Президент Н. А. Назарбаев, выступая на заседании Ассамблеи народов Казахстана в январе 1998 г. в Астане сказал: "Всем известно, с каким радушием встретили казахи вынужденных переселенцев. Обескровленные коллективизацией и великим джутом, жившие впроголодь, они, тем не менее, давали крышу над головой, обогревали и делились последним куском хлеба с брошенными в голой степи людьми. И делали это с достоинством и совершенно бескорыстно. Те же, кому они помогли выжить и выстоять, до сих пор признательны им за оказанную помощь".

По данным последней переписи населения в Казахстане проживают 1500 карачаевцев. Живя в Казахстане карачаевцы внесли свой посильный вклад в развитие экономики республики, а оставшиеся здесь продолжают трудиться на благо независимого, суверенного Казахстана.

В Казахстане карачаевцы имеют все условия для развития своей культуры и языка. Сохранив свою самобытность, они изначально с большим уважением относятся к культуре и быту казахов, русских и других этносов. А если заглянуть в глубь веков, то мы узнаем, что у казахского и карачаевского народов существуют единые исторические корни.

Большую работу по укреплению межнационального согласия, внутриполитической стабильности и консолидации общества проводит карачаевско-балкарский национально-культурный центр "Минги-Тау". Председатель центра Людмила Хисаевна Хочиева. Казахстан стал для нее родиной и судьбой. Члена совета Ассамблеи народов Казахстана Л. Х. Хочиеву знают во всех, даже самых маленьких, поселках. Людмила Хисаевна ведет большую общественную работу. Именно за это она награждена орденом "ІЅрмет".

Мрачные страницы нашей истории не должны повториться. Уроки истории надо усваивать постоянно, из поколения в поколение. Каким бы трудным не было наследие тоталитаризма, полиэтническое государство может и должно развиваться цивилизованным, демократическим путем, в атмосфере доверия и согласия, социального партнерства представителей всех слоев населения, всех наций и народностей, живущих в Республике Казахстан.

Ознакомился с материалами по поведению балкарцев во время наступления немецко-фашистских войск на Кавказе, так и после их изгнания. В период прорыва немцами линии фронта под Ростовом в 1942 г. антисоветские элементы в Балкарии активизировали работу в тылу Красной Армии, создавали бандповстанческие группы. Тяжелой была обстановка и при отступлении частей 37-й армии, отходившей через перевалы Кавказского хребта, через Балкарию. В Черекском районе балкарцы разоружили воинское подразделение, убили командирский состав и захватили одно орудие.

По указке немцев и приведенных ими с собой эмигрантов Шокманова и Кемметова балкарцы договорились с карачаевцами об объединении Балкарии с Карачаем.

Только в течение 1942-43 гг. за антисоветскую работу и бандитизм было арестовано 2 227 чел., из них коммунистов и комсомольцев — 186 чел. Бежали с немцами из Балкарии 362 чел.

В связи с предстоящим окончательным выселением чеченцев и ингушей считал бы правильным часть освободившихся войск и чекистов использовать для выселения балкарцев с Северного Кавказа, с расчетом закончить эту операцию 15-20 марта текущего года до покрытия лесов листвой.

Балкарцев насчитывается 40 900 чел., проживающих в подавляющем большинстве в четырех административных районах, расположенных в ущельях Главного Кавказского хребта, общей площадью 503 тыс. га, из которых около 300 тыс. составляют сенокосы, пастбища и леса.

Если будет Ваше согласие, я сумел бы до возвращения в Москву организовать на месте необходимые мероприятия, связанные с выселением балкарцев. Прошу Ваших указаний.

8 марта 1944 года по заранее разработанному плану в каждом населенном пункте, где проживали балкарцы, были введены подразделения войск НКВД. Солдаты с автоматами входили в дома жителей, давали ошеломленным людям двадцать-тридцать минут на сборы. В этот же день их привозили на станцию Нальчик и грузили в товарные вагоны. Вагоны были переполнены.

"Государственный Комитет Обороны т. Сталину И. В.

НКВД докладывает, что операция по выселению балкарцев из Кабардино-Балкарской АССР закончена 9 марта. Погружено в эшелоны и отправлено к местам нового поселения в Казахскую и Киргизскую ССР 37 103 балкарца, кроме того, арестовано 478 чел. антисоветского элемента. Изъято 288 единиц огнестрельного оружия. Заслуживающих внимания происшествий во время проведения операций не было...

Для обеспечения порядка и охраны в горных районах Балкарии временно оставлены оперативно-чекистские группы с небольшими войсковыми командами. Л. Берия. 11 марта 1944 г." (Там же, с. 22.)

В Казахстане в 1944 году погибло 21 150 балкарцев (4 660 семей). На 1 октября 1946 г. на спецпоселении находилось балкарцев — 32 817 человек (мужчин — 10 595, женщин -16 860, детей — 32 557).

Ужасающие жилищные условия, голодный паек, на который были обречены спецпереселенцы, отсутствие у многих теплой одежды, эпидемические заболевания, отсутствие медицинской помощи — все это привело к гибели тысяч и тысяч безвинных людей. В балкарских семьях, проживавших в Казахстане, по сведениям НКВД КазССР, только за 9 месяцев 1944 г. родилось 66 детей, а умерло 1 592 человека. По официальным данным, с 1 апреля 1944 по сентябрь 1946 гг., т.е. за два с половиной года, в Казахстане и Киргизии умерло 4 849 балкарцев. Это каждый восьмой балкарец, находившийся в ссылке.

На далекой казахстанской земле 14 марта 1945 года умер Кязим Мечиев , основоположник балкарской поэзии. Ни в одной газете некролога не появилось. Да и мало кто знал, что в селении Тельман Каратальского района Талды-Курганской области доживал свой век ссыльный поэт, как все балкарцы, причисленный к бандитам, с ярлыком спецпереселенца.

Вклад карачаевцев в Победу над фашизмом

Посланцы горного края, не щадя своей жизни, участвовали на фронтах Великой Отечественной войны.

Легендой советской авиации, грозой для фашистов стал простой балкарский парень Алим Байсултанов. Он погиб смертью храбрых 23 сентября 1943 года в воздушном бою в районе Капорской губы в Финском заливе. Герою Советского Союза А. Байсултанову было всего 24 года.

В наградном листе Байсултанова читаем: "277 раз поднимал в воздух на разгром врага свой самолет, и где бы ни появлялся, то ли над Ханко и Таллином, то ли над Ленинградом, везде фашисты чувствуют на своей спине мощь беспощадного удара отважного сталинского сокола Байсултанова... За время Великой Отечественной войны тов. Байсултанов в 45 воздушных боях уничтожил 19 самолетов противника. 64 раза вылетал на штурмовку войск и техники противника, и после каждой проведенной им штурмовки противник не досчитывал большого количества своих солдат и техники. Вылетая 27 раз на разведку, он всегда приносил ценные сведения о противнике..."

Командир роты балкарцев Мухажир Уммаев в боях за Одессу 10 апреля 1944 г. вместе со своими бойцами, отразив три ожесточенные контратаки противника, первым ворвался на окраину города. В этом бою старший лейтенант Уммаев лично уничтожил в рукопашной схватке 18, а его рота — 200 немецких солдат и офицеров. Преследуя отступающего врага, рота Уммаева уничтожила еще свыше ста захватчиков и первой ворвалась в центр города. Об этом подвиге рассказала после боев за Одессу армейская газета. За мужество и отвагу Уммаев был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, наградили его орденом Александра Невского. Это была последняя награда героя. Его демобилизовали, и он поехал к своим высланным землякам в Казахстан, где и умер вскоре от полученных на войне ран. Через сорок пять лет Президент СССР Указом от 5 мая 1990 года посмертно присвоил Мухажиру Уммаеву звание Героя Советского Союза.

Чтобы выжить, надо трудиться

Несмотря на тяжелые условия жизни в ссылке, на лишения и страдания, балкарцы стремились выстоять и выжить. В глубоком тылу спецпереселенцы работали по 12-14 часов в сутки. Онидобывали руду на шахтах, возводили дома, прокладывали каналы и дороги.

К высоким правительственным наградам были представлены многие карачаевцы и балкарцы, работавшие в хлопководстве, табаководстве, животноводстве. Орденов Ленина удостоены Маруа Шахманова, Фатима Умарова, Балбу Эркенова, Патия Айбазова, Каракыз Джатдоева, Асият Лайпанова, Мариям Хапаева и др. Сотни балкарцев были награждены орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", медалями.

Многие передовики производства — балкарцы и карачаевцы — участвовали во Всесоюзной и республиканской сельскохозяйственных выставках, получили высокие правительственные награды.

Среди карачаевцев и балкарцев было немало спортсменов-разрядников и мастеров спорта. Неоднократными чемпионами Киргизской ССР по боксу были Мурадин Семенов и Осман Джаубаев. Заур Лайпанов был чемпионом Казахстана по штанге. Мастера спорта Шамиль Бархозов, Осман Джазаев, Назир Байрамкулов, Ахмат Урусов были неоднократными чемпионами Казахстана и Средней Азии.

В годы вынужденной жизни в Казахстане и Средней Азии балкарцы, карачаевцы, как и другие репрессированные народы, в тяжелейших условиях ссылки под бдительным оком спецкомендатур, перенося моральные и физические страдания, работали, чтобы выжить, старались выстоять, поддерживая друг у друга искорку веры и надежды на возвращение на родину. Они не винили в своих бедах Компартию и социализм, верили, что рано или поздно справедливость восторжествует. Выпавшие на их долю испытания облегчили лишь доброе участие и помощь соседей — казахов, русских, представителей других национальностей, не утративших человечности, вопреки тяготам войны. Процесс сближения казахского, балкарского народов шел по пути взаимной доброжелательности и понимания. Да и не могли казахи, еще недавно пережившие "голощекинский геноцид", не понять балкарцев.

Выступая на заседании народовКазахстана в январе 1998 г. в Астане Президент Н. А. Назарбаев сказал: "Всем известно, с каким радушием встретили казахи вынужденных переселенцев. Обескровленные коллективизацией и великим джутом, жившие впроголодь, они, тем не менее, давали крышу над головой, обогревали и делились последним куском хлеба с брошенными в голой степи людьми. И делали это с достоинством и совершенно бескорыстно. Те же, кому они помогали выжить и выстоять, до сих пор признательны им за оказанную помощь.

Со всем этим я знаком, что называется, не понаслышке. Помню, было мне лет шесть или семь, когда отец привел в дом незнакомых людей — мужчину, женщину и троих детей. Они были оборваны, не мыты и, по всему видно, голодны. В глазах женщины было отчаяние, дети плакали. Как я потом узнал, это были балкарцы — в тот год военная спецкомендатура почему-то решила "перебросить" несколько семей, ранее высланных из Кабардино-Балкарии и проживавших затем в одном отдаленном ауле, в наш Чемолган. Их разместили наспех — кого в сараях, кого на молочно-товарной ферме. Понятно, что создавать "врагам" мало-мальски сносные условия жизни "компетентные органы" не собирались. Но местные жители решили иначе и предложили переселенцам свой кров.

Наша семья жила впроголодь: когда корова давала молоко, в доме был праздник, обычно же приходилось перебиваться с хлеба на чай. Ничего другого предложить нашим новым знакомым мы не могли. Но и этот скромный дастархан, горячая печка, тепло и внимание родителей помогли им выжить, спасти детей.

Отец быстро сдружился с Хазретом, как звали главу семейства, помог ему определиться с работой и уже через месяц-другой свободно объяснялся с балкарцами на их родном языке. Словом, у нашей семьи, как и у других чемолганцев, сложились с переселенцами самые добрые отношения. Спустя годы один мой дальний родственник женился на девушке-балкарке, а со многими из тех, кто потом вернулся на Кавказ, я и сейчас переписываюсь.

Это к вопросу о том, как принимали казахи депортированных в республику людей".

Еще живы те, кто на собственной судьбе испытал нечеловеческие тяготы насильственной депортации. Не политическое лицемерие, не лукавое передвижение фактов, а истинная правда на этот счет упрочит наше взаимное доверие и взаимное уважение.

Говорят: нет худа без добра. Общая трагедия объединила народы, сблизила их, сделала духовно богаче. "Татулыє - табылмас баєыт" -говорят в казахском народе. Поистине это так. Дружба — великое счастье, которое надо беречь и лелеять. Сегодня среди балкарцев, карачаевцев и казахов немало семей, которых связывают самые лучшие чувства. Сотни и сотни тысяч людей называют себя друзьями, братьями и сестрами. И это не просто слова. Дружба между народами Казахстана, зародившаяся в самые тяжелые предвоенные, военные и послевоенные годы прошлого столетия выдержала испытание на прочность, пустила глубокие корни, которые невозможно вырвать.

По данным последней переписи населения в Казахстане проживают более 2000 балкарцев. Живя в Казахстане балкарская диаспора вносила свой посильный вклад в развитие экономики республики, а оставшиеся здесь продолжают трудиться на благо независимого, суверенного Казахстана.

Профессор Тлеу Кульбаев


▲ КАРАЧАЕВЦЫ (самоназвание – карачайлы) – тюркоязычный горский этнос, близкородственный балкарцам. По своему физическому типу карачаевцы и балкарцы принадлежат к кавказскому варианту европеоидной расы, то есть к числу горцев, населяющих наиболее высокогорные районы Северного Кавказа. В русских источниках карачаевцы нередко именовались «горскими черкесами». Эта народность, по данным большинства учёных, сложилась около 600 лет тому назад. «Карачай – нейтральный народ, живущий у подошвы Эльбруса, отличается своей верностью, красотою и храбростью...» – писал в ноябре 1853 году гениальный русский писатель Лев Толстой. Декабрист В. Якубович, служивший в царской армии в период Кавказской войны, неоднократно посещавший место проживания карачаевцев, писал: «Карачаевцы умеют проявлять мужество, храбрость, честность, трудолюбие, гостеприимство, любить родной край». В изданном в Москве журнале «Москвитянин» (1855, № 23,24) В. Шевцов сообщает, что «Карачаевцы, живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбр, имея врагами с правой стороны закубанцев, с левой Кабарду, никогда ещё не был побеждён и самостоятельность его ещё более наводит страх на соседей… Вообще карачаевцы отличаются от прочих горцев опрятностью одежды, чистотой домашней жизни, любезностью в обращении и верностью данного слова. Мужчины среднего росту и стройны, белолицы и большею частью с голубыми, блестящими глазами, в особенности женский пол красив». ▲ По вероисповеданию карачаевцы – мусульмане, но в древние времена они были язычниками, в послеаланский период исповедовали христианскую религию, в XIII–XIV веках к ним проникло католичество, однако и эта, вторая волна христианства сошла на нет. Ислам в горах Карачая стал прививаться лишь в последней четверти XVIII века. Новую религию здесь впервые стал проповедовать в 1782 году кабардинский эфенди Исхак Абуков, состоявший на службе у Порты (правительство султанской Турции). По сообщениям П. Палласа, карачаевцы, которых уже считали мусульманами, ели мясо убитых на охоте кабанов и в 1794 году. Карачаевцы употребляли в пищу свинину и в XIX веке. Но даже когда карачаевцы считались мусульманами, среди них сохранялись старые этнические верования, в основном культы той природы, среди которой они жили. Письменность на карачаево-балкарском языке была создана только в годы Советской власти. ▲ Карачаевцы – загадка этнографии, об этом народе до XVII века даже не упоминали, как будто он и не существовал. Первое письменное известие о Карачае и карачаевцах датировано 1639 годом, хотя по историческим документам и летописям карачаевцы известны на нынешней территории их обитания с VI века до нашей эры (по Геродоту). Учёные утверждают, что 2000 лет назад уже на Кавказе жили тюрки. Вот этими тюрками и были предки карачаево-балкарцев – аланы. ▲ У слияния притока реки Худес с Кубанью, располагается священный для карачаевцев большой кругловатый камень Карачая «Кадау таш» (в переводе на русский язык – «камень-крепость» или «замковый камень», по преданию оберегающий народ от бед и несчастий. Камень носит ещё одно название: «Камень Карчи» (Къарчаны Къадау Ташы). В публикациях XIX и XX веков было высказано множество предположений о характере появления этого камня. Большинство высказываний сходились на том, что камень – небесного происхождения, то есть является метеоритом. Ссылаясь на предания карачаевцев, что «камень упал с неба», высказывали гипотезу о его падении на Землю лет около 700-800 назад. При этом, обязательно указывали на его внешнее отличие от других камней, находящихся по близости – пузырчатая поверхность как бы является подтверждением того, что камень не природного происхождения и не типичен для данной местности. Бурные дискуссии продолжались долгое время. И в наши времена находятся люди, настаивающие на том, что это метеорит. Ахмат Магометович Байрамкулов в книге «Что за народ карачаево-балкарский» (Ставрополь, 2002, с. 37.) утверждает, что «карачаево-балкарский народ … является одним из древнейших кавказских и тюрских народов и с некоторыми особенностями своего сегодняшнего языка на территории Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии живёт уже более 2700 лет». На с. 103 автор сообщает о «Камне Карчи» следующие данные. «Камень этот является метеоритом и имеет возраст 11000 лет. Вот теперь возникает вопрос: «Если предки карачаевцев тогда, когда упал метеорит, там не жили, то как они узнали, что он упал с неба?» Выходит, что, по мнению А. М. Байрамулова, карачаевцы в здешних местах живут 11 тысяч лет!? Действительно, так интереснее и экзотичнее. Но оказалось, что в окрестностях, по течению реки, таких пористых камней множество, вот только небольшой размер сделал их неприметными для человеческого глаза. Главное же отличие «Къадау таш» – его огромный размер и форма, напоминающая гигантское сердце. Именно размер и заставил учёных усомниться в том, что камень метеоритного происхождения. Профессор кафедры экономической географии и экологии Карачаево-Черкесского университета, доктор геолого-минералогических наук Юрий Яковлевич Потапенко, вместе с студентами химико-биологического факультета Шамилем Деккушевым и Умаром Казиевым и др. выехали в ущелье реки Худес (левый приток Кубани), где взяли образцы «Къадау таш» и схожих с ним камней, находящихся в окрестности. Образцы были привезены в Москву, где из них изготовили шлейфы для дальнейшего их исследования. Старший научный сотрудник Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН), кандидат геолого-минералогических наук Евдокия Даниловна Андреева провела исследование и описание шлейфов с последующим заключением: образец – магматического происхождения. Огромный камень, по преданию упавший с неба, на самом деле был выброшен из глубины земли в период активного вулканического действия Эльбруса. Кроме того, учёные заявляют, что метеорит такого большого размера, оставил бы после себя большой котлован, а значит, сегодня на месте падения метеорита было бы огромное озеро. Версия о том, что этот камень после извержения был вынесен буйным течением реки Худес к Кубани, тоже не верна. До Эльбруса отсюда довольно большое расстояние. Всё дело в том, что во время извержения Эльбруса образовалось множество так называемых желобков, один из которых был образован и здесь, в ущелье бурной реки Худес. Псевдо-вершина, находящаяся неподалеку и отличающаяся своей «вертикальностью», «сложена» именно из магмы. Под этой горой находится Эльбрусский серебросвинцовый рудник.
▲ Единого мнения по поводу происхождения карачаевцев у учёных пока нет. Основные гипотезы таковы:
1. Они прямые потомки северо-кавказских кыпчаков. 2. Они потомки болгар Прикубанья. 3. Они сванского происхождения, перенявшие язык кыпчаков. 4. Они из местных аборигенов, носителей кобанской культуры, и алан; (по признанию большинства учёных, карачаевцы и балкарцы сформировались в результате смешения древних кавказских племён, условно называемых учёными кобанцами – алан и болгар при культурном влиянии куманов. Этот народ называли половцами и кыпчаками. В лице своих предков – кобанцев карачаевцы жили на Верхней Кубани уже более 3000 лет назад, однако по преданиям самих карачаевцев, записанных на рубеже XIX–XX веков, они живут на территории нынешнего Большого Карачая свыше 600 лет). 5. Их происхождение связано с событиями хазарской эпохи
▲ Название «Карачай» объясняется различно, хотя оно тюрского происхождения и происходит от двух слов: «кара» – чёрный и «чай» – река, то есть «Чёрная река». Карачаевцы же считают своё название идущим от имени их родоначальника, некого Карчи (1367-1458), который был одним из пяти сынов Темирболат-бия, проживающего в селении Темиркан-кала (район Бештау). Къарча – национальный герой карачаевцев. Его роль в истории карачаевского народа трудно переоценить. Многочисленные легенды о Къарче в деталях сильно противоречат друг другу. Согласно одной легенде, когда в 1424 году якобы произошло последнее известное извержение Эльбруса, Карча покинул поселение Эльджурта и прибыл в поселение Картджурт, где он предложил трём поселениям хазар, койманов и алан объединиться в один эллик (государство). Все с этим согласились. Къарча утвердил эти свободные земли за собой и соратниками, отстоял их от притязания врагов, объединил враждующие роды силой своего авторитета и, по сути, создал свое микро-государство. По преданию именно на вышеупомянутом камне сидел Къарча, обдумывая планы своих великих свершений. Именно с этого камня он обращался к людям, именно здесь он утверждал основы того, что можно назвать карачаевской государственностью. Эллик «Бирсиль Карачай» (Объединенный Карачай») был разделен на четыре чанкара (удела), на территории которых насчитывалось 17 тысяч дворов. Позже, в процессе совместной жизни, все проживающие потомки соратников и последователей Къарчи стали называться карачаевцами. По другой легенде Карча тоже считается родоначальником карачаевского народа. И был он сыном одного татарского мурзы. И звали его не Карчею, а каким-то другим неизвестным именем. Во время владычества татар над Россией, вместе с родителями он находился в Золотой Орде и проживал в татарском поселении, которое называлось Кошкаром. Там у него кто-то умер из близких и знатных родственников. Все родные и знакомые по татарскому адату носили «кара», или глубокий траур. Карча тоже следовал общему примеру. Во время траура он уехал куда-то в сопровождении слуг, из которых упоминаются Науруз, Адурхай и Будиян. Через несколько лет он явился домой в таком же черном одеянии и как раз попал на свадьбу. Его траурное одеяние так не соответствовало общему веселью, что над ним начали смеяться: «Карча! Къарча», т. е. смотрите на «чёрного». С тех пор его называли Карчею, но ему так не понравилось это прозвище, что он решил покинуть Кашкар навсегда. 616 лет, тому назад, в 1283 году (видите, как резко разнятся даты легенд – С.Т. ), после долгих скитаний он поселился в верховьях реки Архыз (Малого Зеленчука), где прожил несколько лет без всяких приключений. Вскоре к ним присоединился Хубий, выходец из Козлева (местность в Закавказье). В это время к этому месту случайно прикочевали неизвестно откуда прибывшие кызылбеки (дикий народ) и потребовали от карачаевцев тишлик (знак почтения, покорности, - овцу или быка для шашлыка), но Карча не согласился подчиниться без боя и прогнал их из своего владения. Оскорбленные кызылбеки, собрав многочисленное войско, двинулись на них. В течение двух дней они принудили Карчу сдаться и наложили на них дань – 60 коров… ▲ В XIII веке карачаевцы встретили потомков болгар и ассимилировали их. Позже к первоначальному населению примешивались различные элементы – тюрские, абазинские, кабардинские, кумыкские, русские и др. Например, родоначальники карачаевских фамилий Шахановых, Чегемлиевых, Холамлиевых были выходцами из Балкарии, Алиевых и Байчоровых – из кумыков (Дагестан), Тамбиевых, Тохчуковых – из Кабарды, Хубиевых – из Абхазии, Тебуевых, Чотчаевых – из Грузии, Семёновых, Урусовых, Халкечевых – из русских, Айбазовых – из Армении, Эбзеевых – из Сванетии, Бостановых – из Менгрелии. ▲ Страстный краевед конца XIX века А. Н. Дьячков-Тарасов в книге «Карачай и карачаевцы» (том II, с. 96) сообщал: «... с русскими карачаевцы пришли в соприкосновение в XVIII столетии: так, известно, что они, увлечённые письмами турецкого паши Батал-бея (Батал-паши), принимали участие в сражении 30 сентября 1790 года...». Умар Алиев в своей книге («Карачай», с. 85) отмечал, что «карачаевцы активно участвовали в сражениях сераскира Батал-паши против генерала Германа на реке Тохтамыше, вблизи нынешнего города Баталпашинска...». Он также сообщал (с. 134), что «князей (биев) в Карачае не было; старшинство же, или дворянство, было признано только за родами Крымшамхалова, Дудова, Карабашева». ▲ Карачай оставался непокоренным Российской империи вплоть до русско-турецкой войны 1828-1829 годов, поэтому его покорение было первоочередной задачей русского военного командования. ▲ В 1826 году жившие в верховьях Кубани карачаевцы приняли присягу Турции. Правитель Карачая Ислам Крымшамхалов выдал ей аманатов (заложников из представителей влиятельных родов). Для предотвращения дальнейшего сближения Турции и Карачая русское командование на Кавказе решило покончить с формальной зависимостью карачаевского народа и окончательно утвердить власть России над ними. Несмотря на то, что 25 июня 1826 года командующий Кавказской линией Горчаков заключил с Карачаем договор о нейтралитете, поход генерала Г. А. Эммануэля, предпринятый осенью 1828 года, для горцев не был неожиданным. Единственно, что карачаевцы не могли знать, и не знали – когда и по какой дороге войска намереваются пройти в Карачай: то ли по ущельям рек Индиш и Худес, или же по долине реки Кубани – Аманныхыту, то есть через «ворота Карачая» в районе Каменного моста. При составлении плана похода в Карачай царские генералы вспомнили о бежавшем из Карачая в 1826 году Тенгизбии (Амантыше) Дудове, который дал важные сведения о дороге, ведущей из района Пятигорья к Карачаю с северо-востока, в обход долины Кубани, и согласился быть проводником русских войск. Прежде чем двинуться на Карачай, Эммануэль обеспечил с помощью резервов защиту правого фланга Кавказской линии от нападения горцев. Для этого он выставил семь резервов. Резерв № 6, которым командовал командир Хоперского полка майор Канивальский, расположился рядом со станицей Баталпашинской. Он состоял из двух рот пехоты, 135 хоперских и 140 донских казаков и 3 орудий. Чтобы отвлечь карачаевцев, Эммануэль выставил из станицы Баталпашинской небольшой отряд под командованием генерал-майора Антропова к теснинам Аманныхыта (Каменный мост на Кубани). Другой отряд, состоящий из сотни хоперцев, двух рот пехоты и двух орудий, под командованием майора Ромашева, выйдя из укрепления Усть-Джегутинского, присоединился позже к колонне Луковкина и принял участие в походе на Карачай. Главные же свои силы Эммануэль сосредоточил в двух колоннах. В первой колонне, в арьергарде, которой командовал полковник Луковкин, было 433 пехотинца, 250 казаков Хоперского полка, 120 донских казаков, два батарейных и два конных орудия. Эммануэль с полковником Луковкиным и верными лазутчиками карачаевцем Амантышом Дудовым и кабардинцем полковником Атажуко (Атажукиным) вышёл из Боргустана по реке Эшкакону. Вторая колонна генерал-майора Турчанинова, в составе 550 пехотинцев, 300 казаков из различных полков, с четырьмя орудиями и двумя ручными мортирами, продвигалась из Кабарды, с урочища Каменного моста, что на реке Малке, по Бермамыту. 18 октября обе колонны, численностью 1758 человек и при восьми орудиях, соединились на Бермамытской террасе Элькъырган-сырт. Отсюда войска двину-лись к Карачаю в боевом порядке. Карачаевцы вынуждены были перебросить свои силы к северным склонам Эльбруса в верховье бассейна реки Худес, но было уже поздно. 20 октября авангард майора Верзилина, куда входили стрелки Тенгинского и Навагинского пехотных полков, сотня хоперских и 80 волжских казаков, после непродолжительной перестрелки принудил горцев покинуть эту позицию. Сам майор в начале этого боя был ранен, и его заменил подполковник 32-го егерского полка Ушаков. Впоследствии Верзилин стал генералом, командующим войсками центральной части Кавказской линии; в его доме и произошла ссора Лермонтова с Мартыновым. К вечеру солдаты Эммануэля овладели вершиной гребня горы Гитче Хасаука («Карачаевский перевал») – последнему оплоту карачаевцев. Сражение длилось с семи утра до семи вечера и, несмотря на героическое сопротивление (было сменено шесть позиций), закончилось поражением карачаевцев. Войска Эммануэля потеряли убитыми и ранеными 163 человека, что превосходило потери русских в сражении с Батал-пашой, но, несмотря на это, Эммануэль отдал должное героизму карачаевцев и не позволил своим войскам грабить карачаевские аулы. По этому поводу военный историк В. А. Потто отметил: «С карачаевцами обошлись как с воюющей, а не как усмиряющей стороной. Их аулы не были разорены, во время стоянки у жителей Карт-Джурта установились дружеские отношения с солдатами». 21 октября русские войска подошли к аулу Карт-Джурт. 23 октября депутация карачаевских старшин во главе с олием Карачая князем Исламом Крымшамхаловым после кратких переговоров вручила Эммануэлю Прошение «от нижеподписавшихся карачаевских владельцев и чёрного народа». Это была присяга на верность императору и России, после чего российский корпус через три дня покинул Карачай, оставив в Карачае своего наместника Атажуко (Атажукина), которого вскоре заменил Р. Ходжаев. Территория Карачая была присоединена к российским владениям. Однако антиколониальная и антифеодальная борьба привела к тому, что карачаевцы не стали выполнять те обещания, которые они дали в 1828 году. Потребовалась новая присяга, которая была возобновлена в сентябре 1834 года при посещении Карачая офицером русского Генерального штаба князем И. Шаховским. Больше присяга уже никогда не нарушалась. В 1834 году в Карачае насчитывалось 700 домов. ▲ У карачаевцев есть имя Амантыш, которое стало нарицательным и в национальном сознании ассоциируется с понятием «Иуда». Именно это имя носил князь Дудов, чьё предательство определило поражение карачаевцев в битве с царскими войсками на склоне горы Хасаука в 1828 году и позволило русским войскам беспрепятственно проникнуть вглубь Карачая. ▲ В августе 1855 года глава мусульманского духовенства Карачая кадий Магомет-эфенди Хубиев и князь Идрис Карабашев подняли восстание, к которому примкнуло до трех тысяч карачаевцев. 25 августа войска генерала Козловского подавили восстание, а на население была наложена контрибуция в сумме 20 тысяч рублей серебром. 1855 год – год окончательного присоединения Карачая к России. ▲ Проказа в Карачай занесена, по преданию, крымским татарином Гассаном. ▲ В 1867 г. карачаевцев было 14725 человек. ▲ Выходец из княжеского рода Ислам Пшемахович Дудов был первым карачаевцем, получившим высшее инженерное образование. В 1880 году он окончил Санкт-Петербургский институт путей сообщения. ▲ В конце XIX века аулы Карт-Джурт, Хурзук, Учкулан, Дуут и Джазлык составляли так называемый «Старый (Большой) Карачай», а аулы Теберда, Сенты, Каменномостский, Маринский и Джегутинский – «Новый» или «Малый Карачай». ▲ В 1889 году жители аула Теберда заготовили до 10 тысяч штук брёвен, которые сплавляли водой по Теберде и Кубани на лесопильный завод, находящийся в Баталпашинске (на месте нынешнего ОАО «Черкесский завод холодильного машиностроения» – С.Т. ). ▲ Всему миру известны породы карачаевских лошадей и карачаевских овец, а также две породы собак – басхан парий и самыр. ▲ Для лошадиных мастей у карачаевцев существует столько слов и понятий, как может быть, ни в каких других языках мира. В дословном переводе, если пользоваться примерными эквивалентами, перечень мастей будет звучать примерно так: белая, снежно-белая, бело-пегая, светло-бурая, рыжая, буланая, ярко-рыжая, рыже-пегая, очень жёлтая, гнедая, тёмно-гнедая, вороная с отливом, тускло-вороная, кроваво-гнедая, чёрно-пегая, саврасовая, дымчатая, сизо-белая, водянисто-серая (или жидко-серая), мутно-серая, тускло-серая... ▲ Общее количество скота у карачаевцев в дореволюционное время (1907 год) определялось в 657,7 тысячи голов, считая, в том числе 33,7 тысячи лошадей и 125 тысяч голов крупного рогатого скота. Это количество скота между отдельными хозяйствами распределялось крайне неравномерно. Встречались дворы, имевшие от 20 до 2500 овец, но, в общем, в 40 % дворов не имелось, ни одной овцы. Рогатого скота некоторые хозяйства имели от 1 до 500 голов, а 3 % дворов не имели вовсе крупного рогатого скота. Лошадей – от 1 до 350 голов, а 20 % дворов были совершенно без лошадей. Вместе с тем в Карачае имелись и такие хозяева, как Байчоровы, Тамбиевы и другие, которые имели по 10 тысяч и более голов скота.
▲ Карачаевцы раньше других народов научились приготовлять кефир (гыпы айран) – при помощи кефирных грибков. В начале ХХ века известный скотопромышленник из Малого Карачая Бекмурза Байчоров через Ирину Сахарову передал молокопроизводителям из столицы секрет приготовления кефира. С 1908 года в Москве началось его широкое производство, которое потом распространилось по всей России и даже за её пределами (например, в Германии). Дореволюционные авторы отмечали, что айран «как лекарство, широко применяли при расстройствах желудка, ожогах, различных, ядовитых укусах, сильных отравлениях и т.д. Ничего не может противостоять яду змеи, кроме айрана».
▲ 18 марта 1930 года в КАО началось антисоветское, антиколхозное восстание. В подчинении у вооруженных мятежников находились аулы Хурзук, Учкулан, Карт-Джурт, Джазлык, Дуут, Учкекен, Терезе, Верхняя Теберда, Хасаут, Кичи-Балык, Георгиево-Осетинское, Кызыд-Покун, Каменномост, Джегута, Кумско-Лоовский, Кызыл-Кала, Верхняя и Нижняя Мара. Во многих населенных пунктах области были арестованы сельские активисты, расстреляны работники ОГПУ и чекисты. Попытка захвата городов Кисловодска и Микоян-Шахара 21 марта прова-лилась. Не выдержав натиска красноармейцев, мятежники бежали в леса и горы. К 24 марта мятеж был подавлен во всем Карачае, хотя отдельные операции по аресту мятежников, а их было арестовано до тысячи человек, продолжались до 10 апреля. Лидерами мятежа были Абулкерим Хасанов, Асхат Эркенов, Магомет Чотчаев, Зекерья Кубанов, Хаджи-Ислам Дудов, Байлык Тебуев, Кады Байрамуков и многие другие. ▲ Из небольшого народа, насчитывающего по довоенной переписи 79 тысяч, 17186 бойцов (почти каждый пятый представитель карачаевского народа) сражались против фашизма, из них 9340 человек, или 8,45 % населения, погибли на фронте, две тысячи карачаевцев – женщин и мужчин – были мобилизованы на строительство оборонительных рубежей. Местные жители помогали и эвакуированным, предоставляли жильё, выделяли продукты, шерстяные изделия, и почти никто не брал платы. В каждом доме были или эвакуированные, или раненые бойцы. Лучший кусок отдавали им. ▲ По данным доктора исторических наук полковника Х. Ибрагимбейли, к званию Героя Советского Союза были представлены 18 карачаевцев – их дела прошли штабы полков, дивизий и армий, но «осели» в канцеляриях фронтов по причине принадлежности бойцов к репрессированному народу, хотя при этом назывались другие, выдуманные причины. Позже выяснилось, что к званию Героя Советского Союза были представлены 23 карачаевца, высшую награду Родины из них получили 11 человек, но …в послевоенное время. В годы войны это звание получил только танкист Харун Богатырев. Все герои совершили свои подвиги до ноября 1943 года. Вместе с тем надо признать, что нашлись отщепенцы и среди карачаевского народа: известны позорные факты их измены Родине, трусости, выступлений против Советской власти, бандитизма. ▲ Не последнюю и весьма зловещую роль в выселении карачаевцев сыграл первый секретарь Ставропольского крайкома ВКП (б) М. А. Суслов (1902-1982), который был руководителем штаба краевого партизанского движения. В будущем став вторым человеком в партии, Суслов представлял собой яркий тип угодливого чиновника, настоящий двуликий Янус. Он был одинаково угоден Сталину и Маленкову, Хрущеву и Брежневу. Он никогда не брал на себя ответственность за решение того или иного вопроса, а, как правило, предлагал поручить его рассмотреть комиссии. Будучи секретарем Ростовского обкома, Ставропольского крайкома партии, а затем председателем Бюро ЦК КПСС по Литовской ССР, он имел прямое отношение к массовым репрессиям. Да иначе и не могло быть: тогда бы Сталин не выдвинул его в руководство партией. Несмотря на то, что Суслов отличался скромностью и в личной, и в общественной жизни, он был консерватором и догматиком, оторванным от реальной жизни страны. Не зря же его, главного идеолога в партийной иерархии, в аппарате ЦК называли «серым кардиналом». В течение 11-15 августа 1942 года были заняты все населённые пункты Карачая и Черкесии, а также горные перевалы. Нависла угроза над Грузией. За всё это Суслов как руководитель штаба краевого партизанского движения должен был нести персональную ответственность. Вот здесь-то и был состряпан тезис о том, что местное население не поддержало партизан и предало их немцам. Спасая свою голову, Суслов помог Берии в сборе фальшивых обвинений и свидетельств преступлений карачаевцев против советского народа и его государства. 12 октября 1943 года, в глубокой тайне, был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Карачаевской автономной области и административном устройстве её территории». В нём весь карачаевский народ был огульно обвинён в предательстве, в противодействии мероприятиям Советской власти и в других преступлениях. Предписывалось: «Всех карачаевцев, проживающих на территории области, переселить в другие районы СССР, а Карачаевскую автономную область ликвидировать». 28 ноября 1948 года был принят ещё один Указ об оставлении карачаевцев на каторге навечно. Партийное и государственное руководство страны расценивало депортацию как средство исправления собственных ошибок, пресечения любых проявлений недовольства тоталитарным режимом. Карачаевский народ заплатил за эту политику геноцида чудовищную цену: 43247 человеческих жизней, из них 22000 – были дети. Сейчас известно, что руководители советского государства И. В. Сталин и Л. П. Берия тайно мечтали о создании «Великой Иверии – от моря до моря». Вряд ли случайно то, что в 1943–1944 годы были высланы 498452 человека, являвшихся представителями «народов-предателей» Северного Кавказа, сопредельных с Грузией, и большая часть территории упразднённых республик и областей отошла к Грузинской ССР. Территория Карачая тоже была расчленена и отошла Грузии, Ставропольскому и Краснодарскому краям. ▲ Аулы Дуут и Джазлык исчезли с географической карты – они были ликвидированы во время выселения карачаевского народа и позже не восстановлены. ▲ Их было 550, населённых пунктов, куда через две недели прибывали для расселения по республикам Средней Азии сосланные 69276 человек или 14774 семьи карачаевцев, из них 53,9 % составляли дети, 28,1 % – женщины, 18 % – мужчины. На территорию Казахской ССР было завезено 12342 семьи карачаевцев (45501человек), из них в Южно-Казахстанскую область – 6643 семьи (в 25216 человек), Джамбульскую – 5699 семей (20285 человек). Кроме этого насчитывалось 5143 разрозненных семей. Для обслуживания выселенных карачаевских переселенцев только в Казахстане были образованы 24 специальных комендатуры. Цель была определённая: разобщив людей, содействовать ассимиляции народа, добиться, чтобы теряли люди национальные традиции и привычки. В каждом пункте находился комендант. И ссыльные должны были в определённые сроки отмечаться в комендатуре. Уход без разрешения за пределы селения сурово наказывался. И уж, конечно, не разрешались какие-либо коллективные сборы, собрания. Это получало самую жестокую политическую оценку. ▲ Суеверным карачаевцам 2 ноября – число дважды роковое. 2 ноября 1943 года они были поголовно депортированы с родных мест. И именно в этот день, 20-21 октября по старому стилю, но в 1828 году, карачаевцы были «покорены» в ряду «некоторых горцев» Закубанья героем Отечественной войны 1812 года генералом от кавалерии Г. А. Эммануэлем. Перед переселением в Среднюю Азию, на территории Карачаевской автономной области карачаевцами было оставлено более 50 тысяч голов крупного рогатого скота, более 100 тысяч овец, около 200 тысяч птицы, солидное количество лошадей, коз, более 30 тысяч тонн кукурузы и зерна, муки, около 60 тысяч тонн картофеля, немало шерсти, сыра, масла, жиров, других продуктов, около 20 тысяч индивидуальных домостроений с надворными постройками, вся домашняя утварь, мебель, инструменты. В высылке карачаевцев было задействовано 13 тысяч отборных, нужных фронту солдат-автоматчиков, сотни американских «студебекеров». ▲ Последний неполный эшелон, из сорока отправленных, отбыл из Черкесска 2 января 1944 года. В нём находились выявленные на Кавказе после выселения карачаевцы, возвратившиеся из командировок, поездок, прибывшие в отпуск или из госпиталей на отдых. Два месяца их собирали в Черкесске и держали на скудном пайке. Половину контингента последнего карачаевского «именного» эшелона составляли возвратившиеся фронтовики, «накопившиеся» за два месяца. Их было 396 человек. ▲ Из 13 депортированных народов только представители Карачая добились в годы ссылки присвоения звания Героя Социалистического Труда (Патия Шидакова, Нузула Кубанова и Тамара Абдуллаева), а 15 человек были награждены орденом Ленина. ▲ В июле 1956 г., через четыре месяца после того как прошел исторический ХХ съезда КПСС, в Москву прибыла делегация от карачаевского народа. 4 июля 1956 года в 12 часов 25 минут с главой государства, 1-м секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым встретились: Нузула Курджиева, Герой Социалистического Труда; Ибрагим Чагаров, 88-летний колхозник; участники Великой Отечественной войны – Мадир Гаджаев, инженер-авиаконструктор; Юсуф Байрамуков, бывший партизан, директор общепита, до выселения работавший прокурором; Таубий Курджиев, офицер, Мурат Джаммаев, офицер, бывший секретарь Мало-карачаевского райкома партии; Умар Урусов, председатель рабочкома целинного колхоза в Казахстане; Ибрагим Байрамуков, механизатор. 55 минут продолжалась эта судьбоносная беседа, результатом которой стал выход 16 июля 1956 года Указа Президиума Верховного Совета СССР о снятии ограничений по спецпоселению чеченцев, ингушей и карачаевцев. ▲ К 30 декабря 1959 года в Карачаево-Черкесскую автономную область из мест депортации возвратились 73442 карачаевца (20514 семей), из них 573 человека были расселены в городе Черкесске. ▲ 2 ноября 1993 года, когда исполнилось 50-летие насильственной депортации карачаевского народа и в знак глубокой скорби о десятках тысяч детей, стариков, женщин и мужчин, безвинно погибших от голода, болезней и бесчеловечного обращения в пути следования и в местах поселения, в Черкеске на зданиях горисполкома и Дома Советов были приспущены государственные флаги Российской Федерации. ▲ За успехи в сельском хозяйстве депутат Верховного Совета СССР Исмаил Хачиров стал лауреатом Государственной премии. ▲ Далеко за пределами КЧР известны имена политических и государственных деятелей У. Алиева, К. Курджиева, В. Хубиева, Б. Эбзеева, военачальников К. Боташева, С. Магомедова, В. Семенова, учёных И. Алиева, Х. Биджиева, С. Гочияевой, З. Кипкеевой, К. Лайпанова, Х. Суюнчева, А. Тамбиева, К. Текеева, Э. Токаева, М. Хабичева, Р. Хатуева, Н. Шаманова, хирургов М. Байчорова, Н. Гогуева, М. Джатдоева, М. Джаубаева, А. Хасанова, С. Чашева, А. Шаманова, писателей и поэтов Х. Байрамуковой, Ш. Богатыревой, М. Качиевой, Д. Мамчуевой, А. Суюнчева, А. Узденова, О. Хубиева, артистов А. Аджиева, А.-А. Акбаева, Х. Биджева, Б. Тохчукова, Б. Уртенова, Р. Хапчаева, художников М. Абайханова, Х. Атаева, М. Борлакова, Х. Крымшамхалова, М. Кубанова, М. Хабичева, М. Чомаева, композиторов А.-А. Байрамукова, М. Кочкарова, М. Ногайлиева-Карамурзина, музыканта Л. Алиевой, спортсменов Ф. Аджиева, Р. Акбаева, М. Балаева, Р. Сариева, Д. Тебуева, и многих других. ▲ Самым старым поэтом-долгожителем в мире был народный поэт Карачая Касбот Кочкаров. Он родился в 1834 году в ауле Учкулан, стал известным народным певцом, а в 1938 году был принят в Союз писателей СССР. Своё самое знаменитое стихотворение «Бессмертие», посвящённое В. И. Ленину, он сложил в 1939 году, когда ему было уже 105 лет. ▲ В Карачаево-Черкесии нет, наверное, такого человека, которому не были бы известны слова:
«Сен кёкге джете мииксе уакъ тауланы ичинде... Мияла кибик джылтырай къаъа бузларынъ юсюнъде.»
«Эльбрус-красавец смотрит сквозь тучи в белой папахе в синеву. Этой вершиной, снежной, могучей налюбоваться не могу. О-рай-да, рай-да; о-рай-да, рай-да; О, рай-да, рай-да; о, рай-да!»
Автором этой знаменитой карачаевской песни «Минги-Тау» («Эльбрус») является народный поэт Карачая Исмаил Семёнов, ставший членом Союза писателей СССР ещё в конце 30-х годов XX века. Эта песня ныне звучит на языках многих народов мира. Её поют в Америке, Турции, Германии, Индии, Болгарии, Франции. Приехав на гастроли в Карачаево-Черкесию, индийские артисты кино песню «Эльбрус» исполняли в Черкесске на карачаевском языке. В 1990 году её исполняла в городе Черкесске молдавская певица Надежда Чепрага. В своё время эта песня покорила популярного советского композитора Вано Мурадели. ▲ Раньше в карачаевских аулах люди селились кварталами, то есть представители той или иной фамилии, или атаула (ветви от фамилии), составляли свой квартал (тийре). Ныне в Хурзуке исчезли кварталы Боташевых, Элькановых, Лайпановых, Каракетовых, Джуккаевых, Бегеуловых, Мекеровых, Темир-болатовых, Хапчаевых, Болатовых, Ахтаовых, Хапаевых и многих других фамилий, которые раньше здесь жили сотни лет. Не стало многих кварталов и в Учкулане, и в Карт-Джюрте. ▲ В Хурзуке рядом с «Боташны ташы» (камнем Боташа) расположена старая карачаевская мельница под названием «Эршини тирмени», которая чудом сохранилась наряду с такой же старой недействующей мельницей Бегеуловых. А ведь в 1885 году в Хурзуке таких мельниц было 17, в Учкулане – 14, Карт-Джюрте – 16. ▲ В Челябинской области, на территории печального и опасного «атомного» заповедника, появившегося в 1957 году, есть озеро Карачай, с 1953 года ставшее естественным хранилищем растворенных в воде отходов радиоактивных веществ (радионуклиды стронция и цезия), и содержащее в своих водах 120 млн кюри активности.

70 лет назад, 2 ноября 1943 года по ложному обвинению в сотрудничестве с фашистской Германией около 70 тысяч карачаевцев были высланы в Казахстан и Среднюю Азию. 12 октября 1943 года Президиум Верховного Совета СССР принял секретный Указ «О ликвидации Карачаевской автономной области и административном устройстве ее территории». «Всех карачаевцев, проживающих на территории области» - отмечалось в Указе, - «переселить в другие районы СССР, а Карачаевскую автономную область ликвидировать, землю передать Грузии». Данный Указ противоречил не только международному праву, но и Конституции СССР.


Для силового обеспечения депортации карачаевского населения были задействованы войсковые соединения общей численностью в 53 327 человек, и 2 ноября состоялась депортация карачаевцев, по итогам которой в Казахстан и Киргизию были депортированы 69 267 карачаевцев Впоследствии на месте было довыявлено и депортировано 329, а в других районах Кавказа ещё 90 карачаевцев; кроме того, 2543 чел. было демобилизовано из Красной Армии: вместо дома они тоже попали в спецкомендатуры. После 14 лет депортации, во времена Н. Хрущева, в 1957 году карачаевцы были частично реабилитированы и вернулись на Родину.

Обвинения карачаевского народа, содержащиеся в данном Указе, а также в различных документах Правительства СССР, как показала проверка Прокуратуры и комитета госбезопасности в конце 80-х и 90-х годов ХХ века - беспочвенны и представляют собой грубую фальсификацию подлинного положения дел. Время доказало всю абсурдность этих обвинений. Подтверждением тому являются и данные об участии карачаевцев в Великой Отечественной войне. Общее количество мобилизованных в те годы составляло около 16 тысяч человек, 2 тысячи человек работало в трудовой армии. Около 9 тысяч карачаевцев остались лежать на полях сражений. В памяти потомков должны сохраниться героические дела карачаевцев. Более 20 из них были представлены к званию Героя Советского Союза еще в военное время, однако присвоено оно было только Харуну Умаровичу Богатыреву .

Харун Умарович Богатырев

22 сентября во главе мотострелкового батальона бригады Богатырёв на лодках переплыл через Днепр в районе села Григоровка (Каневский район Черкасской области). Внезапной атакой бойцы выбили гитлеровцев из села и закрепились на захваченном пятачке земли. Действия группы Богатырёва позволили создать плацдарм, позднее вошедшим в историю как Букринский, и обеспечили переправу основных сил бригады. За это бой майор Богатырёв был представлен к званию Героя Советского Союза.

Пока по инстанциям ходили документы, бои продолжались. В наступление на Киев в первых числах ноября майор Богатырёв принял командование 52-й гвардейской танковой бригадой, заменив раненого комбрига. 5 ноября ночью бригада под его командованием разгромила танковую группировку противника на западной окраине Киева и вошла в город. Рано утром город был освобожден и бригада, преследуя противника, двинулась на Житомир, уничтожила большое количество вражеских танков. За участие в этих боях командующий 3-й танковой армией генерал Рыбалко вторично представил отважного танкиста к званию Героя Советского Союза, но это представление осталось только на бумаге.

Причиной была национальность. В те дни, когда Богатырёв сражался на подступах к Киеву, 3 ноября, началось депортация карачаевского народа. Его семья была вывезена в Киргизию, в поселок Кант. Первое представление, за форсирование Днепра, то ли по чьему-то недосмотру, то ли потому что оформлялось ещё в сентябре-октябре, все таки прошло все инстанции и было подписано.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм при форсировании Днепра гвардии майору Богатырёву Харуну Умаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2079).

Летом 1944 года герой-танкист принимал участие в боях за Тернополь. При наступлении на Львов был тяжело ранен, но оставался в строю. Вскоре, как представитель высланного народа, все таки был отозван с фронта в распоряжение Генерального штаба. Но маршал Федоренко, командующий бронетанковыми войсками, разрешил Богатырёву продолжить службу в армии после лечения. В апреле 1945 года он прибыл в свою армию к генералу Рыбалко. Заместитель командира 52-й гвардейской танковой бригады гвардии подполковник Богатырёв ещё не раз отличился в боях при взятии Берлина и Праги...

Принцип национальной принадлежности был основополагающим в деле воздаяния должного за мужество и героизм солдат и партизан - выходцев из Карачая. Значительно позже, в 60-е годы, по настойчивому ходатайству руководства Белоруссии Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание героя Советского Союза Осману Касаеву .

Осман Касаев

Вскоре после начала войны дивизия, в которой служил Касаев, попала в окружение и была разгромлена. В конце августа 1941 года, дойдя до Белыничского района Могилёвской области Белорусской ССР, группа бойцов и командиров, среди которых находился и Касаев, приняла решение начать боевые действия в качестве партизанского формирования. Касаев был избран сначала комиссаром, а затем командиром партизанского отряда, которому был присвоен номер 121. Отряд успешно действовал в Могилёвской области, уничтожал гарнизоны, карательные отряды, склады, автобазы, комендатуры. К концу 1943 года в отряде насчитывалось уже более 1200 партизан, и тогда он был преобразован в 121-й партизанский полк, командиром которого стал Касаев. К февралю 1944 года полк принял участие в 70 боях, уничтожил более 1000 солдат и офицеров противника, подорвал 33 немецких эшелона. 17 февраля 1944 года во время перехода между населёнными пунктами в Березинском районе колонна партизан была атакована немецкой авиацией. Касаев получил тяжёлые ранения и спустя 18 часов, 18 февраля 1944 года, умер. Первоначально был похоронен в деревне Хрипелёво Белыничского района, но в августе 1948 года перезахоронен в братской могиле на улице Лазаренко в Могилёве.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года «в канун 20-летия Победы советского народа над фашистской Германией за особые заслуги в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в тылу противника и проявленные при этом отвагу и геройство» майор Осман Касаев посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина и Отечественной войны 1-й степени, медалью.

Перевал Османа Касаева

Дела же остальных героев на долгое время легло «под сукно». Лишь в годы перестройки была восстановлена, но не до конца историческая справедливость.

Противозаконное, ничем не оправданное выселение стало трагедией в судьбе карачаевского народа: люди начали гибнуть уже по пути в Среднюю Азию, от голода и болезней. Чтобы «растворить» карачаевцев в чужой среде, горцев расселяли небольшими группами - всего в более чем 500 населенных пунктах. В местах поселения был установлен комендантский режим, ограничивающий жизнь спецпереселенца пределами одного населенного пункта. Запрещалось перемещаться, навещать своих родственников без специальных пропусков, нарушение рассматривалось как побег и каралось в уголовном порядке.
Спецпереселенцы были лишены прав избираться депутатами, работать на руководящих должностях, служить в армии, учиться в высших и средних специальных заведениях.

Непривычный климат, холод и голод, отсутствие нормальных жилищных условий оказались губительными для горцев. По официальным данным, только за один 1944 год они потеряли 23,7 процентов людей. В целом же в результате депортации погибло более 40 процентов переселенцев, из них 22 тысячи - дети.



15.09.1907 - 10.07.1966
Герой Советского Союза
Памятники
г. Иваново, мемориальная доска
Надгробный памятник (вид 1)
Надгробный памятник (вид 2)
Мемориальная доска в Карачаевске


Богатырёв Харун Умарович - заместитель командира 51-й гвардейской танковой бригады 6-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии Воронежского фронта, гвардии майор.

Родился 15 сентября 1907 года в ауле Джегута ныне Прикубанского района Карачаево-Черкесской республики в семье крестьянина. Карачаевец. Член ВКП(б)/КПСС с 1929 года. Окончил начальную школу, работал по найму. В 1925 году окончил совпартшколу в городе Баталпашинске (ныне Черкесск), после чего два года работал заведующим избой-читальней в родном ауле. В 1927-1931 годы учился на рабфаке в городе Иваново.

В 1931 году был призван в Красную Армию. В 1932 году с отличием окончил Орловское бронетанковое училище. Лейтенант Богатырёв получил направление командиром танкового взвода в учебно-механизированный полк Академии бронетанковых войск в Москве, затем он стал в том же полку командиром танковой роты, капитаном. В 1935 году окончил Курсы усовершенствования командного состава. В 1938-1941 годах одновременно служил и учился на вечернем отделении Академии. Ежегодно принимал участие в параде войск на Красной площади.

С началом Великой Отечественной войны капитан Богатырёв обратился к командованию с просьбой отправить на фронт. Но был назначен заместителем командира батальона в Казанское танковое училище. В действующую армию попал лишь в октябре 1942 года.

Капитан Богатырёв прибыл в 3-ю танковую армию и получил назначение командиром 1-го танкового батальона 97-й танковой бригады. В январе-феврале 1943 года батальон отличился в боях за город Россошь, потом - за город Харьков. В июле-августе 3-я танковая армия, ставшая гвардейской, принимала самое активное участие в Курской битве, наступая со стороны Орла. Здесь особо отличился батальон майора Богатырёва, уничтоживший большое количество противника. Комбат сам лично подбил 6 тяжелых танков. В связи с болезнью командира Богытрёв некоторое время командовал всей 97-й танковой бригадой. Под Курском был дважды ранен, но через короткое время снова возвращался в строй, долечивался на фронте.

К середине сентября 1943 года 3-я танковая армия вышла к Днепру. 51-я гвардейская танковая бригада, заместителем командира которой к тому времени был гвардии майор Богатырёв, заняла город Переяславль-Хмельницкий. Особо отличился майор Богатырёв при форсировании реки Днепр.

22 сентября во главе мотострелкового батальона бригады Богатырёв на лодках переплыл через Днепр в районе села Григоровка (Каневский район Черкасской области). Внезапной атакой бойцы выбили гитлеровцев из села и закрепились на захваченном пятачке земли. Действия группы Богатырёва позволили создать плацдарм, позднее вошедшим в историю как Букринский, и обеспечили переправу основных сил бригады. За это бой майор Богатырёв был представлен к званию Героя Советского Союза.

Пока по инстанциям ходили документы, бои продолжались. В наступление на Киев в первых числах ноября майор Богатырёв принял командование 52-й гвардейской танковой бригадой, заменив раненого комбрига. 5 ноября ночью бригада под его командованием разгромила танковую группировку противника на западной окраине Киева и вошла в город. Рано утром город был освобожден и бригада, преследуя противника, двинулась на Житомир, уничтожила большое количество вражеских танков. За участие в этих боях командующий 3-й танковой армией генерал П.С. Рыбалко вторично представил отважного танкиста к званию Героя Советского Союза, но это представление осталось только на бумаге.

Причиной была национальность. В те дни, когда Богатырёв сражался на подступах к Киеву, 3 ноября, началось выселение карачаевского народа. Его семья была вывезена в Киргизию, в поселок Кант. Первое представление, за форсирование Днепра, то ли по чьему-то недосмотру, то ли потому что оформлялось еще в сентябре-октябре, все таки прошло все инстанции и было подписано.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года за успешное форсирование реки Днепр, прочное закрепление и расширение плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Богатырёву Харуну Умаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 2079).

Летом 1944 года герой-танкист принимал участие в боях за Тернополь. При наступлении на Львов был тяжело ранен, но оставался в строю. Вскоре, как представитель высланного народа, все таки был отозван с фронта в распоряжение Генерального штаба. Но маршал Федоренко, командующий бронетанковыми войсками, разрешил Богатырёву продолжить службу в армии после лечения. В апреле 1945 года он прибыл в свою армию к генералу П.С. Рыбалко. Заместитель командира 52-й гвардейской танковой бригады гвардии подполковник Богатырёв еще не раз отличился в боях при взятии Берлина и Праги.

После Победы остался в армии. До конца 1946 года служил в Германии. В 1947-1951 годах был начальником курса Бронетанковой академии в Москве, где ему было присвоено звание гвардии полковника. В 1952-1954 годах - первый заместитель начальника Ташкентского танкового училища.

В 1954 году гвардии полковник Богатырёв вышел в отставку из-за болезни сердца. Жил с семьей в городе Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург), затем в Карачаевске.

Перенеся несколько инфарктов, гвардии полковник Харун Умарович Богатырёв скончался 10 июля 1966 года. Похоронен в городе Карачаевск на площади возле Дома Советов.

Награжден орденом Ленина (17.11.1943), тремя орденами Красного Знамени (17.06.1943, 17.08.1943,), орденами Александра Невского (29.04.1944), Отечественной войны 2-й степени (27.09.1943), Красной Звезды, медалями.

Он был Почетным гражданином городов Нардубицы (Чехия), Ленинград и Карачаевск.

На родине именем первого Героя-карачаевца названы школа и улица и парк в городе Карачаевске. Также его имя носят школа в ауле Старая Джегута улицы в городе Усть-Джегута и в селе Кызыл-Октябрьский Зеленчукского района, в аулах Сары-Тюз, Кумыш, переулок в селе Первомайское Малокарачаевского района. В Усть-Джегуте и Карачаевске (в 1968 году) Герою установлены памятники. В Черкесске в Аллее героев - бюст. В городе Иваново с внутренней стороны ограды Соборной мечети установлена мемориальная доска.

Сочинения:
Танки идут в атаку. Ставрополь, 1971.
За Отчизну (на карачаевском языке)

В годы Великой Отечественной войны на фронте плечом к плечу воевали сыновья и дочери всех республик и всех народов СССР. У каждого народа на этой войне были свои герои.

Народы, у которых героев было больше всего

В годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза стали 7998 русских, 2021 украинец, 299 белорусов. Следующими по количеству героев идут татары – 161, евреи – 107, казахи – 96, грузины – 90, армяне – 89.

Другие народы

Ненамного отстали от грузин и армян узбеки – 67 героев, мордвинцы – 63, чуваши – 45, азербайджанцы – 43, башкиры – 38, осетины – 33.

По 9 героев вышли из немецкого (речь, конечно же, о поволжских немцах) и эстонского народов, по 8 – из карелов, бурятов и монголов, калмыков, кабардинцев. Адыги дали стране 6 героев, абхазы – 4, якуты – 2, молдаване – тоже 2, тувинцы –1. И, наконец, представители репрессированных народов, таких как чеченцы и крымские татары, сражались не менее храбро, чем остальные. 5 чеченцев и 6 крымских татар были награждены званием Героев Советского Союза.

О «неудобных» национальностях

На бытовом уровне в СССР практически не было этнических конфликтов, все мирно жили бок о бок, и относились друг к другу если не по-братски, то по-добрососедски. Однако, на государственном уровне были периоды, когда некоторые народы считались «неправильными». Это, прежде всего, репрессированные народы, и евреи.

Все, кто хоть немного интересуется вопросом крымских татар, знает имя Аметхана Султана, легендарного летчика-аса, дважды Героя Советского Союза. Подвиги совершили и представители чеченского народа. Как известно, в 1942 году был прекращен призыв на фронт жителей Чечено-Ингушской республики, но уже к концу лета этого года, когда фашисты вторглись на Северный Кавказ, было принято решение призывать на фронт добровольцев из числа чеченцев и ингушей. На призывные пункты явились 18,5 тысяч добровольцев. Они стояли насмерть на подступах к Сталинграду в составе отдельного Чечено-Ингушског о полка.

О евреях нередко бытует мнение, что представители этого древнего народа способны, прежде всего, к интеллектуальной работе и к коммерции, а вояки из них так себе. И это неправда. 107 евреев стали в годы Великой Отечественной Героями Советского Союза. Огромна заслуга евреев, например, в организации партизанского движения в Одессе.

От «натуральных» чисел – к процентам

7998 русских стали в годы войны Героями Советского Союза. На первый взгляд, это число намного больше, чем 6 – именно столько Героев Советского Союза из адыгов. Однако, если посмотреть на процентное соотношение числа героев к численности населения, то получится совсем иная картина. Перепись 1939 года показала, что в стране живут 99 591520 русских. Адыгов – 88115. И получается, что процент героев на «душу населения» у маленького адыгейского народа даже несколько больше, чем у русских – 0,0068 против 0,0080. «Процент героизма» у украинцев составляет 0,0072, у белорусов – 0,0056, у узбеков 0,0013, у чеченцев – 0,0012 и так далее. Понятно, что само по себе число героев не может считаться исчерпывающей характеристикой национального духа, но вот соотношение числа героев и общей численности населения что-то да говорит о народе. Если ознакомиться с этой статистикой на примере народов СССР, то станет ясно – в годы войны каждый из наших народов внес свою долю в общую победу, и выделять кого-то было бы вопиющей несправедливость ю.