Долгое время профессия закупщика в России практически не регулировалась с точки зрения профессиональных стандартов. Однако с 1 июля 2016 года организации должны руководствоваться профессиональными стандартами квалификации закупщиков. Сейчас сотрудники, отвечающие за закупки на стороне заказчиков, должны отвечать профессиональным стандартом, законодательно предусмотренным в сфере закупок.

Трудовой кодекс определяет «профессиональный стандарт» как квалификацию, необходимую работнику для выполнения той или иной профессиональной деятельности. Профстандарты разрабатывает и утверждает, а также ведет их реестр на специализированном сайте http://profstandart.rosmintrud.ru Минтруд РФ.

Итак, какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок? Сейчас действуют два документа: профстандарт «Специалист в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н и профстандарт «Эксперт в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 626н.

Профстандарты специалиста по закупкам разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с 223-ФЗ и 44-ФЗ. Коммерческие организации могут применять профстандарты в сфере закупок, учитывая специфику своей деятельности.

Профессиональный стандарт специалист по госзакупкам предусматривает четыре уровня квалификации – с 5-го по 8-й. Всего в рамках системы профстандартов установлено девять уровней квалификации, от самого низкого, 1-го, до высшего, 9-го.

Профессиональный стандарт содержит требования к уровню образования и опыту работы специалистов в области закупок. Кроме того, стандарт предусматривает возможные названия их должностей.

Действующий профстандарт специалиста по закупкам 44-ФЗ также определяют несколько статей Закона о контрактной системе (ЗКС).

В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в данной области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющемунеобходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование. Профстандарты получают свое применение даже при создании закупочной комиссии. Дается преимущество сотрудникам с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).

Профстандарт «Специалист»

Специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

  • 5 уровень - обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 уровень - осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 уровень - проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 уровень - максимальный - контроль (мониторинг и аудит).

Требования к образованию и обучению:

1. Среднее, дополнительное профессиональное. 2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное. 3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное. 4. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Сроки опыта практической работы в сфере госзакупок:

1. Нет. 2. Не менее 3-х лет. 3. Не менее 4-х. 4. Не менее 5-и, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х.

Профстандарт «Эксперт»

Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Уровень 6 - консультирование (мониторинг рынка, справки).

  • 6 уровень - консультирование (мониторинг рынка, справки).
  • 7 уровень - экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
  • 8 уровень - работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).

Для шестого уровня необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование, а опыт практических навыков должен составлять не менее 3-х лет.

Для седьмого уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное, а также не менее 4-х лет работы.

Для максимальной ступени возможно иметь такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5-и лет, в том числе менее 3-х на руководящих должностях.

Ежегодно законодательство РФ совершенствуется и корректируется. В соответствии с осуществленными нововведениями, законодательство обязывает предприятия применять в ходе своей деятельности профессиональные стандарты, установленные на основании ФЗ № 44 от 05.04.2013г. В частности, изменения коснулись торговой деятельности и труда в указанной сфере специалистов по осуществлению закупок.

Профстандарты, которые применяются в сфере закупок

В 2018 году для обговариваемого направления деятельности актуальны два профессиональных стандарта:

  1. Документ, регламентирующий деятельность специалистов – «Специалист в сфере закупок». Профессиональный стандарт был принят Приказом Министерства труда РФ № 625-н от 10.09.2015г.
  2. Документ, распространяющийся на трудовую деятельность экспертов – «Эксперт в сфере закупок» был принят Приказом Минтруда РФ № 626-н от 10.09.2015г.

Указанные нормативные бумаги требуются для регламентации труда на обозначенных должностях. Они сформированы с целью управления и контроля процесса закупок для государственных и коммерческих производственных потребностей.

Профессиональные стандарты в сфере закупок были спроектированы для заказчиков государственного профиля, осуществляющих свою деятельность на основании ФЗ № 223 от 18.07.2011г. и ФЗ № 44 от 05.04.2013г.

Коммерческие организации также вправе использовать данные профстандарты для собственного производственного процесса, однако такое положение должно фиксироваться в местных нормативных документах или должностных инструкциях.

Требования профессионального стандарта к специалисту по закупкам

Требования к специалисту в разрезе закупочной деятельности делятся профстандартом на уровни квалификации. Так, специалист должен отвечать требованиям разных уровней для осуществления конкретных задач разной сложности.

Необходимо отметить, что сотрудники, осуществляющие свою деятельность на основе пятого квалификационного уровня, должны иметь сертификат о курсах повышения квалификации. Для остальных подчиненных данный нюанс неактуален.

Трудовые функции, исполняемые специалистами в сфере закупок

Функции специалиста тесно перекликаются с функциями, обозначенными в профессиональном стандарте «Эксперт в сфере закупок».

Так, функции, вменяемые сотруднику на должности, связанной с закупками, зависят от уровня квалификации. Пятый уровень, как наиболее низкий, присваивают тем лицам, которые не имели или имеют незначительный опыт работы в обозначенной сфере. Сотрудник пятого уровня исполняет следующие обязанности:

  • предварительный сбор данных о состоянии рынка, возможных потребностях потребителей, средних ценах на товары и т.д.;
  • подготовка необходимой документации, исходя из первой функции.

Сотрудники шестого уровня исполняют такие обязанности:

  • подготавливают сметы и формулируют обоснование необходимости закупочного процесса;
  • осуществляют необходимые действия в процедуре закупки, связанные с подписанием соглашений.

Специалисты, трудящиеся в соответствии с седьмым уровнем, должны разрешать такие задачи:

  • контроль за соблюдением условий, прописанных в деловых соглашениях с контрагентами;
  • контроль за качеством приобретаемой продукции, товаров или услуг.

Сотрудники восьмого уровня должны исполнять ряд функций, которые косвенно связаны со всеми другими работами в области закупок. К основным функциям данного персонала относят контроль за процессом закупок, а также аудит и ревизию в соответствии с принятым форматом такой процедуры на предприятии.

Особенности профессионального стандарта в сфере закупок

Данный документ отражает не только перечень требований к субъекту относительно его опыта или образования. Профессиональным стандартом по закупкам также подразумевается наличие у лица необходимых знаний и навыков, с помощью которых он сможет быть информированным об операциях, происходящих на других квалификационных уровнях. Помимо этого, современному специалисту данного профиля также необходимо владеть техническими устройствами, вычислительной и дополнительной техникой, а также средствами коммуникации.

Также профессиональный стандарт определяет список необходимых знаний, которые сотрудник должен иметь по факту наличия образования . К ним относятся:

  • нормативная база законов и прочих правовых актов РФ. Подразумевается сфера закупок, а также трудовое, налоговое и уголовное законодательство в части ответственности за правонарушения;
  • любую прочую законодательную базу, которая является актуальной для сферы закупок за отчетный период;
  • общие сведения об антимонопольном законодательстве;
  • общие сведения о бухгалтерском учете и способе отражения закупочной деятельности в бухгалтерских документах;
  • общие сведения в разрезе информационных технологий, применимых к процессу закупок;
  • локальные нормативные документы, их положения, а также внутренний рабочий порядок компании;
  • правила охраны безопасности труда.

Так, можно сделать вывод, что профстандарт для специалиста по закупкам включает в себя требования к широкому спектру навыков и знаний сотрудников, не исключая подчиненных, которые только начинают осваиваться в трудовой деятельности данного направления.

Дискуссионным остается вопрос о формулировке некоторых положений, которые могут трактоваться отдельными профессионалами двояко. Однако все неточности разрешаются с помощью обращения в органы местного самоуправления с прошением разъяснить нюанс. В дальнейшем законодательные структуры планируют дорабатывать профстандарты для специалистов в сфере закупок, совершенствуя их и устраняя неточности.

Профстандарт эксперта в сфере закупок

Помимо специалиста, процесс закупки требует наличия эксперта в данной сфере, который сможет выполнить задачи экспертизы и, в случае необходимости, оказать консультацию по любому вопросу.

Список функций, исполняемый экспертом в сфере закупок, практически совпадает с функциями специалиста, однако эксперт должен обладать более широким спектром знаний и навыков, что позволит ему глубже исследовать возникающие проблемные аспекты.

Помимо сходности функций, совпадают также квалификационные уровни. У эксперта в сфере закупок также наблюдается градация от минимальной к максимальной сложности. Так, квалификационные уровни в разрезе экспертной работы делятся на:

  1. Шестой уровень. Осуществляется деятельность по мониторингу текущего состояния рынка, составлению необходимой сопутствующей отчетности по данному вопросу, а также консультационные работы в случае обращения прочих сотрудников компании.
  2. Седьмой уровень. Труд данной категории служащих заключается в исполнении деловых соглашений, заключении контрактов и подписании договоров. Помимо этого, также проводится экспертиза, выявляются качественные и некачественные товары или услуги, составляется сопутствующая документация.
  3. Восьмой уровень. Основные задачи экспертов восьмой категории заключаются в осуществлении консультационных работ, а также в проведении экспертизы. Так, данный уровень характерен для служащих управляющего аппарата организации, членов комиссии, проводящих аттестации, а также лиц, занимающихся научными исследованиями проблем и их разрешением.

Для шестого уровня требования заключаются в наличии высшего (бакалаврат) и дополнительного образования, при этом опыт должен насчитывать, как минимум, 3 года.

Для высшего восьмого уровня характерно такое же образование, как и для седьмого, однако отработанное время в подобной деятельности должно насчитывать более пяти лет, три из которых обязательно будут на руководящей должности.


На кого распространяются требования профессиональных стандартов.

Профстандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» разработаны Российской академией народного хозяйства и государственной службы с учетом требований законодательства РФ в области профстандартов и высшего профессионального образования.

Из ТЗ конкурса на право разработки данных профстандартов ясно, что выборка, на базе которой апробировались макеты профстандартов, не включала заказчиков по 223-ФЗ. Отсюда можно сделать вывод, что профстандарты разрабатывались без учета закона о закупках.

Профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок» утверждены приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и 626н.

Что такое «сфера закупок»?

Сначала необходимо понять, в какой области должен работать специалист, чтобы соответствовать уровню профессионального стандарта.

44-ФЗ Статья 3 пункт 3

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

223-ФЗ Статья 1 часть 1

Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

То есть понятие «закупка» Законом №223-ФЗ четко не определено. С точки зрения автора, закупка - это удовлетворение потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона №223-ФЗ, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Кто такой «специалист в сфере закупок»?

С точки зрения 44-ФЗ , специалист в сфере закупок - это тот, кто осуществляет совокупность действий, осуществляемых в установленном 44-ФЗ порядке и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

С точки зрения 223-ФЗ , специалист в сфере закупок - тот, кто обеспечивает удовлетворение потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

То есть это специалисты, работающие в государственных корпорациях, государственных компаниях, субъектах естественных монополий, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственных унитарных предприятиях, муниципальных унитарных предприятиях, автономных учреждениях, а также в хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

В дочерних хозяйственных обществах, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам; . в дочерних хозяйственных обществах, в уставном капитале которых более пятидесяти процентовдолейвсовокупностипринадлежитуказаннымдочернимхозяйственнымобществам;

В бюджетных учреждениях при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 закона 44-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Группы занятий Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ-08)

Если посмотреть на структуру любого профстандарта, разработчики всегда выделяют группу занятий по Общероссийскому классификатору занятий.

В строке «Группа занятий» указывается наименование одной или нескольких базовых групп занятий в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта. При отсутствии информации в графе ставится прочерк.

Трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. (ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Группы занятий, на которые распространяется профстандарт «Специалист в сфере закупок»
1111 Руководители федеральных и региональных органов законодательной власти и их аппаратов, депутаты законодательных собраний 1112 Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов
1113 Руководители органов местного самоуправления 1120 Руководители учреждений, организаций и предприятий
1213 Руководители в области определения политики и планирования деятельности 1219 Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы
1221 Руководители служб по сбыту, маркетингу 2411 Бухгалтеры
2414 Оценщики и эксперты 2421 Аналитики систем управления и организации
2425 Специалисты органов государственной власти 2522 Системные администраторы
2529 Специалисты по базам данных и сетям, не входящие в другие группы 2611 Юристы
2631 Экономисты 3313 Помощники бухгалтеров
3322 Агенты по коммерческим продажам 3323 Закупщики
3342 Средний юридический персонал 3359 Среднетехнический персонал на государственной службе, не входящий в другие группы
4132 Служащие по введению данных 4311 Служащие по бухгалтерским операциям и учету
4312 Служащие по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов 0110 Офицеры действительной военной службы

3323 Закупщики

Закупщики покупают товары и услуги для использования или перепродажи от имени промышленных, коммерческих, государственных или иных учреждений и организаций. В их обязанности входит:

  • определение или ведение переговоров об условиях договора, ожидаемых поставках или рекомендуемых контрактах на закупку оборудования, сырья, продукции, услуг и приобретение товаров для перепродажи;
  • получение информации о потребностях и запасах, разработка требований по количеству и качеству приобретаемых товаров, стоимости, сроках поставки и других условиях договора;
  • приобретение общего и специализированного оборудования, материалов или бизнес-услуг для использования или для дальнейшей обработки по назначению;
  • принятие участия в тендерах (нет такого понятия в законодательстве РФ!), консультации с поставщиками и анализ котировок;
  • приобретение товаров для перепродажи в розничной или оптовой торговле;
  • изучение состояния рынка, торговых периодических изданий и материалов, посещение торговых выставок, салонов продаж, фабрик и дизайнерских учреждений;
  • выбор товаров или продуктов, которые лучше всего соответствуют предъявляемым требованиям;
  • опрос поставщиков и ведение переговоров о ценах, скидках, условиях кредитования и транспортировки;
  • контроль за распределением товаров для торговых точек и поддержание адекватного уровня запасов;
  • установление графиков поставок, мониторинг выполнения договоров и связь с клиентами и поставщиками для решения возникающих проблем.

Таким образом, часть позиций даже по одной рассмотренной группе занятий распространяется как на заказчиков по 44-ФЗ, так и на специалистов, работающих по 223-ФЗ. Поэтому специалист в сфере закупок в плане группы занятий, например, «Закупщики» - это специалисты, работающие в двух этих областях.

Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:

  • Агент по закупкам
  • Закупщик
  • Представитель по поставкам
  • Товаровед по закупкам

Некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам:

  • Аналитик, изучение рынка- 2431
  • Торговый брокер- 3324

Отнесение к видам экономической деятельности Стандарта «Специалист в сфере закупок» (ОКВЭД 2)

68.1 Покупка и продажа собственного недвижимого имущества

68.2 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом

70.2 Консультирование по вопросам управления

82.11 Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации

84.1 Деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего и социально-экономического характера

84.2 Предоставление государственных услуг обществу

84.3 Деятельность в области обязательного социального обеспечения

99.00 Деятельность экстерриториальных организаций и органов

То есть если смотреть по видам экономической деятельности, то профстандарт в большей степени относится к 44-ФЗ.

Единственный вид деятельности, который может соответствовать работе в рамках 223-ФЗ - это:

Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации

Эта группировка включает:

комплексные ежедневные административные услуги, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе, такие как услуги приемной, финансового планирования, регистрации, выставления счетов, руководства персоналом и рассылки почтовых сообщений и т.д.

Эта группировка не включает:

  • предоставление только одной из услуг, см. соответствующую этой услуге группировку;
  • подбор персонала без руководства им, см.78

Что из себя представляет стандарт «Специалист в сфере закупок»?

Уровни профстандарта «Специалист в сфере закупок». Самый первый уровень по- пятый, самый высокий - восьмой.

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд 5 Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги /
Подготовка закупочной документации /
Обработка результатов закупки и заключение контракта
А/01.5 /
А/02.5 /
А/03.5
5
B Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд 6 Составление планов и обоснование закупок
/ Осуществление процедур закупок
В/01.6 / В/02.6 6
C Экспертиза результатов закупок, приемка контракта 7 Проверка соблюдений условий контракта
Проверка качества представленных товаров, работ, услуг
С/01.7
/ С/02.7
7
D Контроль в сфере закупок 8 Мониторинг в сфере закупок D/01.8 8
Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148 н)
Уровни Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути достижения уровней квалификации
5 Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний технологического или методического характера Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения постав-ленных профессиональных задач Образовательные программы среднего профессионального образования -программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения -программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы Практический опыт
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Образовательные программы высшего образования -программы бакалавриата Образовательные программы среднего профессионального образования -программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительные профессиональные программы Практический опыт
7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации Образовательные программы высшего образования -программы магистратуры или специалитета Дополнительные профессиональные программы Практический опыт
8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки Образовательные программы высшего образования - программы магистратуры или специалитета Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Что получается на базе того, что сделали разработчики с учетом уровней квалификации, утвержденных приказом Минтруда №148н?

С 01.07.2016 вступила в силу Статья 195.3. ТК РФ. Порядок применения профессиональных стандартов, согласно которой: Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Возникает вопрос: Должна ли квалификация работника, занимающегося закупками соответствовать требованиям стандарта «Специалист в сфере закупок»? А именно: должен ли уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника обязательно соответствовать требованиям указанного стандарта?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, установлены ли Трудовым кодексом, 44-ФЗ или 223-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ требования к квалификации специалиста в сфере закупок, а именно к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыту работы работника.

В Трудовом кодексе никаких таких требований не установлено.

В 44-ФЗ установлены требования к уровню знаний: Статья 38 часть 6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Статья 112 часть 23. До 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В 223-ФЗ такие требования не установлены.

Однако к нормативным правовым актам РФ также относятся акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти РФ (ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генеральная прокуратура РФ и т. д.).

Приказом Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2013г. N 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» определены функции и полномочия контрактной службы.

Встает вопрос: функции и полномочия - это то же самое, что умения и профессиональные навывки? Вопрос дискуссионный. Однозначного ответа нет. С позиции автора, это практически одно и то же.

То есть для контрактных управляющих установлены требования квалификации в части наличия образования, а для сотрудников контрактных служб установлены как требования квалификации в части наличия образования, так и по умениям, профессиональным навыкам (функциям, полномочиям).

Для сотрудников уполномоченных органов (учреждений), не входящих в контрактную службу и не назначенных контрактными управляющими, ничего в 44-ФЗ не установлено.

Итак, на основании всего изложенного, ответим на поставленный выше вопрос: Должна ли квалификация работника соответствовать требованиям Стандарта «Специалист в сфере закупок»? А именно: должен ли уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника обязательно соответствовать требованиям указанного стандарта?

По 223-ФЗ - нет. А если нет никаких обязательных требований, значит требования профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» применительно к работникам по 223-ФЗ может являться основой для выдвижения требований к квалификации самим работодателем. Включать такие требования к трудовым функциям, полномочиям сотрудников или нет, определяется решением руководителя.

По 44-ФЗ контрактные управляющие обязательно должны иметь соответствующий уровень дополнительного профессионального образования. Сотрудники контрактной службы по 44-ФЗ должны иметь соответствующий уровень дополнительного профессионального образования, а также умения и профессиональные навыки для выполнения функций уполномоченного сотрудника контрактной службы. Исходя из этого целесообразно умения и профессиональные навыки сотрудников контрактной службы соотнести с приказом Минэкономразвития РФ № 631 и дополнить должностные инструкции или обязанности соответствующими умениями и проф. Навыками (трудовыми функциями).

Соотнесение Типового Положения о контрактной службе и Профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» (уровни 5, 6, 7)

Функции и полномочия Контрактной службы (утв. Приказом Минэкономразвития от 29 октября 2013 г. N 631) Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (утв. Приказом Минтруда от 10 сентября 2015 г.)
1) при планировании закупок:
а) разрабатывает план закупок, -осуществляет подготовку изменений для внесения в план закупок, -размещает в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения; а) Разработка плана закупок и -осуществление подготовки изменений для внесения в план закупок
б) размещает планы закупок на сайтах Заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии), а также -опубликовывает в любых печатных изданиях в соответствии с частью 10 статьи 17 Федерального закона; Размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", -публикация в печатных изданиях плана закупок и внесенных в него изменений
в) обеспечивает подготовку обоснования закупки при формировании плана закупок; Обеспечение подготовки обоснования закупки при формировании плана закупок
г) разрабатывает план-график, -осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график, -размещает в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения; Разработка плана-графика и -осуществление подготовки изменений для внесения в план-график-Публичное размещение плана-графика, внесенных в него изменений
д) организует утверждение плана закупок, плана-графика; Организация утверждения плана закупок и плана-графика
е) определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика закупок; Формирование начальной (максимальной) цены закупки Обработка и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
2) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
а) выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя); Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
б) уточняет в рамках обоснования закупки начальную (максимальную) цену контракта и ее обоснование в извещениях об осуществлении закупок, приглашениях принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, документации о закупке;
в) уточняет в рамках обоснования закупки начальную (максимальную) цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
Уточнение в рамках обоснования цены контракта и ее обоснование в извещениях об осуществлении закупок, приглашениях к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
г) осуществляет подготовку извещений об осуществлении закупок, документации о закупках (за исключением описания объекта закупки), проектов контрактов, изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках, приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  • Подготовка и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов
  • Подготовка и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами
  • Составление закупочной документации
  • Формирование требований, предъявляемых к участнику закупки
  • Формирование порядка оценки участников
д) осуществляет подготовку протоколов заседаний комиссий по осуществлению закупок на оснований решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок; Осуществление подготовки протоколов заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок
е) организует подготовку описания объекта закупки в документации о закупке; Формирование описания объекта закупки
ж) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок, в том числе обеспечивает проверку: … Осуществление организационно-технического обеспечения деятельности закупочных комиссий
з) обеспечивает привлечение на основе контракта специализированной организации для выполнения отдельных функций по определению поставщика; Обеспечение привлечения на основе контракта специализированной организации для выполнения отдельных функций по определению поставщика
и) обеспечивает предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта; Частично: Формирование требований, предъявляемых к участнику закупки
к) обеспечивает осуществление закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, устанавливает требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
о) обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в закупках, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок на участие в закупках и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в закупках только после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках; Частично: Осуществление организационно-технического обеспечения деятельности закупочных комиссий
п) предоставляет возможность всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в закупке, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в закупке и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупке;
р) обеспечивает возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупке;
с) обеспечивает осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;
т) обеспечивает хранение в сроки, установленные законодательством, протоколов, составленных в ходе проведения закупок, заявок на участие в закупках, документации о закупках, изменений, внесенных в документацию о закупках, разъяснений положений документации о закупках и аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках; Обработка, формирование, хранение данных
у) привлекает экспертов, экспертные организации;
ф) обеспечивает согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в соответствии с частью 3 статьи 84 Федерального закона;
х) обеспечивает направление необходимых документов для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам несостоявшихся процедур определения поставщика в установленных Федеральным законом случаях в соответствующие органы, определенные пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Федерального закона;
ц) обосновывает в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта; Составление отчетной документации
ч) обеспечивает заключение контрактов; -Осуществление проверки необходимой документации для заключения контрактов -Осуществление процедуры подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями)
ш) организует включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов;
3) при исполнении, изменении, расторжении контракта:
а) обеспечивает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
б) организует оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; Организация осуществления оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта
в) взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, применяет меры ответственности, в том числе направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, совершает иные действия в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; Взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта Применение мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, в том числе организация включения в реестр недобросовестных поставщиков
г) организует проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, привлекает экспертов, экспертные организации; Привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги
д) в случае необходимости обеспечивает создание приемочной комиссии не менее чем из пяти человек для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта; Организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контракта и создание приемочной комиссии
е) подготавливает документ о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги; -Подготовка документа о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта
-Составление и оформление по результатам проверки документа
ж) размещает в ЕИС..отчет, содержащий информацию об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта, о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения, информацию об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; Публичное размещение отчетов, информации о неисполнении контракта, о санкциях, об изменении или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну
з) организует включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта;
и) составляет и размещает в единой информационной системе отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; Составление и публичное размещение отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций
к) организует включение в реестр контрактов, заключенных заказчиками, информации о контрактах, заключенных заказчиками.
иные полномочия
1) организует в случае необходимости консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвует в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Организация на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг
2) организует обязательное общественное обсуждение закупки товара, работы или услуги, по результатам которого в случае необходимости осуществляет подготовку изменений для внесения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или обеспечивает отмену закупки; Организация общественного обсуждения закупок
3) принимает участие в утверждении требований к закупаемым Заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг) и (или) нормативным затратам на обеспечение функций Заказчика и размещает их в единой информационной системе; Согласование требований к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе начальным (максимальным) ценам) и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчика и публичное их размещение
4) участвует в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) Заказчика, в том числе обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и осуществляет подготовку материалов для осуществления претензионной работы;
5) разрабатывает проекты контрактов Заказчика; Формирование проекта контракта Организация и контроль разработки проектов контрактов, типовых условий контрактов
6) осуществляет проверку банковских гарантий, поступивших в качестве обеспечения исполнения контрактов, на соответствие требованиям Федерального закона; Обработка заявок, проверка банковских гарантий, оценка результатов и подведение итогов закупочной процедуры
7) информирует в случае отказа Заказчика в принятии банковской гарантии об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа;
8) организует осуществление уплаты денежных сумм по банковской гарантии в случаях, предусмотренных Федеральным законом; Организация осуществления уплаты денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случаях
9) организует возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок или обеспечения исполнения контрактов. Организация возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок или обеспечения исполнения контрактов

Отличия по трудовым действиям минимальны.

Резюме: Что из Профстандарта не включено в 631 Приказ?

Уровень квалификации: «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд».

Трудовая функция: Подготовка закупочной документации

  • Осуществление проверки необходимой документации для проведения закупочной процедуры
  • Осуществление мониторинга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок

Трудовая функция: Обработка результатов закупки и заключение контракта

  • Сбор и анализ поступивших заявок
  • Обработка заявок, (проверка банковских гарантий -есть!), оценка результатов и подведение итогов закупочной процедуры
  • Публичное размещение полученных результатов
  • Направление приглашений для заключения контрактов

Что из Профстандарта не включено в 631 Приказ?

Уровень квалификации: «Экспертиза результатов закупок, приемка контракта»

Трудовая функция: Проверка соблюдений условий контракта

  • Получение информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта
  • Проверка на достоверность полученной информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта Трудовая функция: Проверка качества представленных товаров, работ, услуг
  • Осуществление проверки соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта
  • Осуществление проверки соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта
  • Осуществление подготовки материалов для рассмотрения дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и для выполнения претензионной работы

Минтруд не раз доводил до сведения информацию о применении профстандартов в сфере труда.

  • В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов».
  • Согласно положениям статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ от 10 февраля 2016 года О ПРИМЕНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ТРУДА

  • Статьей 4 Федерального закона установлено право Правительства Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится вгосударственнойсобственностиили муниципальной собственности.
  • Статьей 5 названного Федерального закона установлена дата вступления в силу — 1 июля 2016г.
  • В соответствии с пунктом 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (в редакции от 23 сентября 2014 г. N 970), профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ от 10 февраля 2016 года О ПРИМЕНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ТРУДА

  • Таким образом, для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме вышеуказанных, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.
  • Обращаем Ваше внимание, что согласно части 2 статьи 57 Кодекса наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях(по профессиям, специальностям).
  • Таким образом, в этом случае при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами.

Возникает вопрос: Должно ли наименование в трудовых договорах должности и квалификационные требования к ней соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (по специалистам в сфере закупок ничего в квалификационном справочнике нет!), либо профессиональном стандарте «Специалист в сфере закупок»?

В соответствии со статьей 57 ТК РФ: трудовая функция должна указываться в трудовом договоре (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Здесь нужно ответить на другой вопрос: Установлены ли Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях: контрактный управляющий, сотрудник контрактной службы?

Компенсаций, льгот при работе в должности контрактного управляющего, сотрудника контрактной службы нет. Есть ли ограничения?

  • Правового определения термина «ограничение» нет. В таких случаях толкование термина применяется по общесмысловому понятию. Например, в толковом словаре Ожегова: «ОГРАНИЧЕНИЕ, я, ср. 1. см. ограничить. 2. Правило, ограничивающее какие-н. действия, права». Аналогично толкуют этот термин и в судебной практике: если есть какое-то требование, которое может ограничить действие, не дать ему свободно быть примененным, то это и есть ограничение.
  • Близко по смыслу прописано определение в ст. 251 Трудового кодекса РФ: (ст. 251 Особенности регулирования труда- нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.)
  • Полного перечня всех ограничений нет. Поэтому просто по смыслу: «если принять на работу работника из-за какого-либо ограничения на уровне федерального закона невозможно, то это должно быть истолковано, как наличие ограничения» или «если для какой-то категории на уровне федерального закона установлены ограничения в реализации трудовых прав и обязанностей, то это тоже ограничение».

То есть ключевых фактора здесь два:

  1. Эти ограничения должны быть установлены на уровне именно федеральных законов (не постановлений Правительства, не актов Минтруда и т.д.). Это значительно сужает круг, так как много ограничений установлены на уровне актов профильного министерства.
  2. Это ограничение связано именно с конкретной профессиональной деятельностью. Например, работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Т.е. по 44-ФЗ требования по наличию высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок - есть ограничения, исходя из которого наименование должности (профессии) сотрудника контрактной службы, контрактного управляющего должно соответствовать наименованию, предусмотренному в едином квалификационном справочнике (нет там ничего!)или профессиональном стандарте.

Что делать?

  • По мнению автора - если контрактная служба создана как отдельное структурное подразделение, то наименование должностей сотрудников, входящих в состав контрактной службы, должно соответствовать требованиям профстандарта «Специалист в сфере закупок», плюс умения, проф. навыки и уровень образования (в части ДПО) также должен соответствовать требованиям профстандарта. Т.е. меняем штатное расписание.
  • Если контрактная служба создана без выделения в отдельное структурное подразделение - обязательны требования по умениям, проф. навыкам и уровню образования (в части ДПО) в соответствии с профстандартом. Т.е. штатное расписание не меняем.
  • Если есть лицо, выполняющее функции контрактного управляющего по трудовому договору, его должность так и должна называться с 01.07.2016 - контрактный управляющий, плюс уровень образования (в части ДПО) также должен соответствовать требованиям профстандарта. Т.е. в штатном расписании уже должна быть такая должность.
  • Если лицо не выполняет функции контрактного управляющего по трудовому договору, а это - «общественная нагрузка», то обязательны требования по уровню образования (в части ДПО). Т.е. штатное расписание не меняем.

А если в должностные обязанности (инструкции) бухгалтера внесены функции специалиста контрактной службы в соответствии с 631 Приказом, должно ли оформляться совместительство? По идее, если работнику поручен конкретный вид работы - и работник ознакомлен со своей должностной инструкцией, то это - трудовая функция. А трудовая функция указывается в трудовом договоре, но это не значит, что бухгалтер автоматически становится по совместительству сотрудником контрактной службы.

Минобрнауки рассказало о применении профстандарта специалиста по закупкам:

С 1 июля 2016 г. вступает в силу ст. 195.3 ТК РФ, согласно которой, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В связи с этим специалисты Минобрнауки России обратили внимание на существование таких профессиональных стандартов как "Эксперт в сфере закупок" и "Специалист в сфере закупок" и напомнили о необходимости проведения профессиональной переподготовки или повышения квалификации сотрудников в сфере закупок. Вместе с тем отметим, что, как следует из ст. 195.3 ТК РФ, она устанавливает необходимость применения лишь тех требований профстандартов, которые предусмотрены иными нормативными актами. При этом требования Закона N 44-ФЗ в том числе в части требований к квалификации специалистов в сфере закупок работодатели обязаны были соблюдать, начиная со дня вступления соответствующего закона в силу, то есть задолго до 1 июля 2016 года. В этой части вступление в силу ст. 195.3 ТК РФ не приведет к возникновению обязанностей по соблюдению каких-либо новых требований. Как следствие, если в данный момент в организации работает специалист в сфере закупок, квалификация которого не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, работодателю необходимо думать не о повышении его квалификации, а об установленной законом обязанности по расторжению с таким работником трудового договора по п. 11 части первой ст. 77ТКРФ,посколькуонзаключенвнарушение действующего законодательства.

Информация от 5 апреля 2016 г. Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов

  1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?
  2. Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда. По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

  3. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться? Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (далее -постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46). Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями. Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.
  4. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов? Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программноаппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке. Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации
  5. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС? В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.
  6. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель? Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  7. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких -снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?
  8. ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях: согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений; согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

  9. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации? Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя. Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.
  10. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения? Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными. При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.
  11. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

    Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда. По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

  12. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?
  13. В ТК РФ нет такого основания. Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора. По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

  14. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

    Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

  15. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?
  16. Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов. При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

  17. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?
  18. ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях: согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений; согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер. Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

КОАП

Статья 5.27.Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

  1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1настоящего Кодекса - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
  3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
  5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Здравствуйте, Ирина

В соответствии с требованиями закона о контрактной системе работники контрактной службы, контрактные управляющие должны иметь образование в сфере закупок. Часто возникают вопросы о каком образовании идет речь. В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона № 44- ФЗ данные работники должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Согласно части 23 статьи 112 до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

С 01.01.2017 все работники контрактной службы, контрактные управляющие для осуществления их полномочий в соответствии с Законом №44- ФЗ должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

При этом требований к наименованию документов, которыми подтверждается наличие у работников контрактной службы высшего или дополнительного профессионального образования, Закон № 44- ФЗ не предъявляет.

Соответственно, включение в состав контрактной службы работников, не имеющих указанного образования, неправомерно.

Пунктом 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Следует отметить, что требования к дополнительному профессиональному образованию установлены в статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Так, согласно части 1 статьи 76 Закона № 273- ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 76 Закона № 273- ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Есть совместное письмо Минэкономразвития России № 5594- ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК- 553/06 от 12.03.2015 "О направлении методических рекомендаций". Данные Методические рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок.

Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 Методических рекомендаций. Согласно пункта 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций- заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов. Поэтому для большинства сотрудников повышение квалификации должно составлять не менее 108 часов. Исключение составляют руководители организаций- заказчиков – для них не менее 40 часов. Относительно требуемой периодичности дополнительного профессионального образования в сфере закупок необходимо учитывать положения действующего законодательства и иных нормативных правовых актов.

Так, согласно части 5 статьи 62 и статьи 7 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышение квалификации гражданского и муниципального служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Что касается профессионального стандарта, утвержденного Приказом № 625н, то, помимо требований к дополнительному профессиональному образованию в сфере закупок он включает также требования к образованию, профессиональным знаниям и навыкам, опыту практической работы и ряд других требований. Поэтому оценку соответствия работника требованиям профессионального стандарта осуществляет не образовательная организация по итогам освоения программы дополнительного профессионального образования, а работодатель. Помимо контрактных управляющих и работников контрактных служб заказчика обучение должны проходить и члены комиссий (конкурсной, аукционной, котировочной, единой..). В соответствии с частью 5 статьи 39 в состав данных комиссий должны входить преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.