"Налоговый вестник", 2011, N 1

Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ в Налоговый кодекс РФ добавлена ст. 176.1 "Заявительный порядок возмещения налога", которая действует уже год. Согласно ее положениям у налогоплательщиков появилось право получить заявленную к возмещению сумму НДС, не дожидаясь окончания камеральной проверки. С какими проблемами им пришлось столкнуться, читайте в данной статье.

Крупные налогоплательщики, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, могут получить возмещение НДС из бюджета на основании только заявления. В нем налогоплательщик должен отразить обязательство вернуть в бюджет излишне полученные (зачтенные) в заявительном порядке суммы налога (включая проценты), если решение о возмещении в заявительном порядке будет отменено полностью или частично. Однако получить возмещение на основании заявления могут только налогоплательщики, за три предыдущих года заплатившие в бюджет более 10 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ в совокупности (Письма Минфина России от 29.04.2010 N 03-07-08/142, ФНС России от 23.07.2010 N АС-37-2/7390@).

Другим налогоплательщикам для получения возмещения из бюджета до окончания камеральной проверки помимо заявления необходимо представить в налоговый орган банковскую гарантию, призванную обеспечить возврат в бюджет полученных налогоплательщиком в заявительном порядке денежных средств, если решение об "ускоренном" возмещении будет отменено. Согласно п. 8 ст. 176.1 НК РФ налоговая инспекция в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога должна проверить соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных п. п. 2, 4, 6 и 7 данной статьи. Кроме того, сотрудники налоговых органов должны убедиться в наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, и принять решение о возмещении либо отказать в возмещении налога в заявительном порядке, приняв соответствующее решение.

Документы для заявительного порядка возмещения НДС

По результатам проверок документов, в т.ч. банковских гарантий, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы, можно сделать выводы об основных проблемных моментах и типовых ошибках для применения заявительного порядка возмещения НДС.

Согласно ст. 368 Гражданского кодекса РФ в силу банковской гарантии банк (гарант) дает по просьбе другого лица - принципала (в рассматриваемом случае - налогоплательщика) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму после представления бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Банковская гарантия должна быть представлена одновременно с налоговой декларацией, где заявлено право на возмещение налога (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Согласно ст. 373 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в ней не предусмотрено иное. Следовательно, при проверке гарантии необходимо обратить внимание, не содержит ли она дополнительные условия, касающиеся срока ее действия.

Банк, предоставивший гарантию, должен соответствовать пяти критериям, установленным п. 4 ст. 176.1 НК РФ:

  1. наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
  2. наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн руб.;
  3. наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд руб.;
  4. соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
  5. отсутствие требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Информация о том, какие банки соответствуют требованиям НК РФ, размещается на сайте Минфина России в разделе "Налоговая и таможенно-тарифная политика" <1>.

<1> http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy.

Соответствие банка приведенным в НК РФ требованиям проверяет ЦБ РФ. Если банк не соответствует установленным критериям, Центробанк в течение пяти дней со дня выявления этого направляет информацию об этом в Минфин России.

Следовательно, к проверке самих банков налоговые органы отношения не имеют. Для проверки используются только сведения, размещенные на сайте главного финансового ведомства.

Необходимо отметить: сведения о соответствии банка требованиям НК РФ проверяются на момент вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке. Если после вынесения решения банк перестанет соответствовать установленным требованиям, это не является основанием для аннулирования выданной им банковской гарантии и для отмены вынесенного решения о возмещении НДС в заявительном порядке.

Таким образом, при изучении документов, представленных налогоплательщиком налоговому органу, требуется проверить, включен ли банк в перечень, размещенный на сайте Минфина России, на дату вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке.

Кроме того, п. 3 ст. 176.1 НК РФ обязывает банк не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, направить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика уведомление о факте выдачи банковской гарантии. Порядок такого уведомления определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России.

Проверка банковской гарантии на соответствие нормам законодательства

Налоговые органы проверяют банковскую гарантию на соответствие нормам законодательства.

Текст банковской гарантии должен прямо предусматривать обязательство банка уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении НДС будет отменено полностью или частично (в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ).

Согласно пп. 1 п. 6 ст. 176.1 банковская гарантия должна быть безотзывной. Это означает, что в гарантии не должны содержаться условия, предусматривающие право банка отозвать выданную гарантию. И это должно быть непосредственно указано в тексте самой гарантии.

В соответствии с пп. 1 п. 6 ст. 176.1 НК РФ банковская гарантия должна быть непередаваемой.

Статья 372 ГК РФ предусматривает, что принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Банк вряд ли по своей инициативе предоставит бенефициару право передавать иным лицам права требования по гарантии. Банк также вряд ли сможет без согласия бенефициара передать кому-либо свои обязательства по гарантии.

Однако, несмотря на это, все установленные НК РФ требования должны быть соблюдены, поэтому условие о непередаваемости банковской гарантии целесообразно прямо указать в ее тексте.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ лицом, которое будет предъявлять требование банку (гаранту), признается налоговый орган, и в случае возникновения судебного спора налоговая инспекция будет выступать в суде как сторона по делу. Поэтому в качестве бенефициара в банковской гарантии должен быть указан налоговый орган, выносящий решение о возмещении НДС. Указание в качестве бенефициара отделения Федерального казначейства, Минфина России или Российской Федерации в лице указанных органов представляется ошибочным.

В соответствии с пп. 2 п. 6 ст. 176.1 банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, не предусмотренных указанной статьей. Кроме того, согласно пп. 5 п. 6 ст. 176.1 банковская гарантия должна без каких-либо дополнительных условий допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока ее действия.

Пункт 21 ст. 176.1 предусматривает: налоговый орган направляет в банк только требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии с указанием сумм, подлежащих уплате гарантом. Направление в банк каких-либо иных документов НК РФ не предусмотрено, как и передача или представление в банк оригинала самой банковской гарантии.

Банковские гарантии, в которых в качестве условия для исполнения банком требования о выплате денежных средств предусмотрена обязанность налоговых органов представить в банк какие-либо дополнительные документы помимо требования по форме, утв. Приказом ФНС России от 07.06.2010 N ММВ-7-8/268@, не соответствуют положениям ст. 176.1 НК РФ.

В форме требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, утв. Приказом ФНС России N ММВ-7-8/268@, предусмотрены следующие реквизиты:

  • фамилия, имя и отчество, должность и классный чин руководителя налогового органа, наименование налогового органа (либо Ф.И.О.);
  • ИНН/КПП и адрес налогоплательщика, не исполнившего требование налогового органа;
  • дата и номер не исполненного налогоплательщиком требования;
  • сумма, подлежащая уплате;
  • дата и номер банковской гарантии;
  • полное наименование и БИК банка;
  • реквизиты счетов (КБК и ОКАТО) для зачисления денежных средств;
  • дата, после наступления которой в случае неисполнения данного требования налоговым органом будет реализовано право на бесспорное взыскание сумм.

Представление банку в тексте требования иных сведений ст. 176.1 НК РФ и приведенным выше Приказом ФНС России не предусмотрено.

Указание в банковской гарантии на необходимость представления банку (гаранту) дополнительной информации, в т.ч. связанной с обстоятельствами нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах или описанием причин направления требования в банк (кроме информации, указанной в утвержденной ФНС России форме требования), расчета истребуемой суммы, а также ссылок на заявление налогоплательщика или его налоговую декларацию не соответствует закону.

Следовательно, наличие в банковских гарантиях, не предусмотренных налоговым законодательством, условий их исполнения или дополнительных обязанностей бенефициара может являться основанием для признания их не соответствующими требованиям НК РФ и вынесения решения об отказе в возмещении НДС в заявительном порядке.

Согласно пп. 3 п. 6 ст. 176.1 НК РФ срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

Указание на действие банковской гарантии в течение большего периода времени, чем установлено законодательством, нарушением не является.

В банковской гарантии необходимо установить точные даты начала и окончания ее действия, а не указывать неопределенное событие или период.

Согласно пп. 4 п. 6 ст. 176.1 НК РФ сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Банк обязан выдать гарантию на сумму, заявленную налогоплательщиком к возмещению из бюджета в налоговой декларации, даже если налогоплательщик не вправе применить заявительный порядок на всю сумму НДС, указанную им в декларации. Кроме того, законодательством не предусмотрено предоставление банковской гарантии на часть заявленной к возмещению суммы одним банком и на другую часть - другим банком.

Согласно пп. 5 п. 6 ст. 176.1 НК РФ банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта (банка) в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока ее действия.

Поскольку гарантия выдается от имени банка как юридического лица (включая случаи, когда гарантия выдана филиалом банка), по мнению автора, в случае недостаточности средств на корреспондентском счете филиала налоговые органы вправе реализовать право на бесспорное взыскание денежных средств в отношении любого из счетов, принадлежащих банку.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает требования к указанию в банковской гарантии подсудности (наименования суда, в котором будет рассматриваться дело в случае возникновения спора, связанного с исполнением гарантии).

В то же время согласно ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Кроме того, п. 5 ст. 36 АПК РФ предусматривает право на предъявление иска, вытекающего из деятельности филиала или представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, либо в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица, либо по месту нахождения его филиала, представительства.

Подсудность, установленная ст. ст. 35 и 36 АПК РФ, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству. Представление налогоплательщиком в налоговый орган составленной банком гарантии, где указан конкретный арбитражный суд, не означает, что налоговый орган выразил согласие на изменение подсудности, установленной ст. ст. 35 и 36 АПК РФ. По рекомендации автора, можно не оговаривать в банковских гарантиях особую подсудность спора, связанного с представлением банковской гарантии.

Проверка полномочий лиц, подписавших банковскую гарантию

Помимо проверки соответствия текста гарантии положениям налогового и гражданского законодательства целесообразна проверка полномочий подписавших ее лиц.

Право подписи договоров и иных документов, предусматривающих финансовые обязательства хозяйственного общества, принадлежит единоличному исполнительному органу юридического лица, т.е. руководителю.

Сведения о лице, являвшемся руководителем банка, на дату подписания гарантии налоговые органы могут получить из ЕГРЮЛ. Факт назначения на должность руководителя подтверждается протоколами собраний учредителей (акционеров, участников), приказом о назначении.

Кроме того, ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено обязательное наличие подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, финансовых и кредитных обязательствах.

Поскольку банковская гарантия предусматривает финансовые обязательства банка, во избежание возможных судебных разбирательств ее должен подписывать главный бухгалтер банка.

Банковские гарантии, выданные представительствам и филиалам

В Письме от 01.06.2010 N 04-15-7/2630, которое ФНС России довело до сведения налоговых органов и налогоплательщиков Письмом от 15.06.2010 N ШС-37-3/4049@, Центральный банк РФ сообщил: поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков, принимаются налоговыми органами как выданные самими банками.

Вместе с тем ЦБ РФ обратил внимание на необходимость учитывать круг полномочий лица, подписывающего от имени банка банковскую гарантию.

Поскольку согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица и руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, при проверке гарантии необходимо учитывать, что в учредительных документах должен быть указан филиал банка, выдавший гарантию.

Не следует путать филиал с обособленным подразделением, поскольку термин "обособленное подразделение" используется только для целей постановки на налоговый учет.

Филиал обычно действует на основании положения, где указываются виды сделки, которые он вправе заключать.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Доверенность должна содержать:

  • место и дату ее совершения (без этих сведений доверенность признается ничтожной);
  • срок, на который выдана доверенность. Если этот срок не будет указан (ст. 186 ГК РФ), она сохраняет силу только в течение года со дня ее совершения. Общий срок доверенности не может превышать трех лет;
  • наименование юридического лица, от имени которого выдана доверенность, его ИНН, место нахождения, фамилия, имя, отчество руководителя банка или другого лица, уполномоченного подписывать доверенность, и (в указанном случае) основания полномочий и реквизиты документов, подтверждающих такие полномочия;
  • сведения о представителе - физическом лице (должность, место жительства, паспортные данные);
  • перечень действий, на совершение которых уполномочен руководитель филиала (в их числе должно быть указано право на выдачу банковских гарантий на указанную в гарантии сумму).

Одновременно с проверкой документов банковской гарантии налоговый орган, в соответствии с п. 8 ст. 176.1 НК РФ, должен установить, имелась ли у налогоплательщика недоимка по налогам или задолженность по пеням и (или) штрафам.

Если в результате проверки будет установлено соблюдение всех требований законодательства, через пять рабочих дней налоговым органом будет вынесено решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

В случае отказа в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, учитывая, что п. 2 ст. 176.1 НК РФ предусматривает одновременное представление декларации по НДС и банковской гарантии, право на получение из бюджета возмещения НДС в заявительном порядке может быть реализовано после устранения выявленных недостатков и представления новой (уточненной) налоговой декларации, одновременно с которой и будет представлена гарантия банка.

В.В.Шинкарев

Советник государственной

гражданской службы РФ

В чем состоят особенности правового режима данной гарантии?1

Основное обязательство, обеспечиваемое гарантией

Налоговые органы, равно как и иные государственные структуры, зачастую принимают банковские гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств налогоплательщика, возникающих в силу закона 1 .

С введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) на основании Федерального закона от 17.12.2009 № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» (далее — Федеральный закон № 318-ФЗ) спектр принимаемых налоговыми органами банковских гарантий расширился.

Заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Правом на применение заявительного порядка возмещения налога обладают далеко не все налогоплательщики, а лишь те, которые отвечают следующим признакам:

1) это налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента), составляет не менее 10 млрд руб. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) это налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ (гарантию возврата НДС).

Примечательно, что подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, в отличие от подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, называет «налогоплательщика», а не «налогоплательщика-организацию». Возникает вопрос — обладает ли индивидуальный предприниматель правом на применение заявительного порядка возмещения НДС? На наш взгляд, на этот вопрос следует ответить положительно, поскольку:

— подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ прямо не ограничивает перечень налогоплательщиков исключительно организациями;

— индивидуальные предприниматели в силу п. 1 ст. 143 НК РФ также являются налогоплательщиками НДС;

— типовая форма требования налогового органа к банку-гаранту об уплате денежной суммы по банковской гарантии 2 напрямую называет индивидуального предпринимателя наравне с налогоплательщиком-организацией в качестве предполагаемого принципала по такой банковской гарантии.

Рассматривая вопрос об участниках правоотношения по банковской гарантии, необходимо также уточнить правомерность принятия налоговыми органами банковских гарантий, выданных филиалами кредитных организаций. Позиция Банка России по данному вопросу нашла отражение в соответствующем письме от 01.06.2010 № 04-15-7/2630. Принимая во внимание, что филиал не является юридическим лицом, а также учитывая требования ст. 55 ГК РФ, ст. 1, 5 и 22 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Банк России разъяснил: поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков, принимаются налоговыми органами как банковские гарантии, выданные самими банками. Дополнительно была подчеркнута необходимость учитывать круг полномочий лиц, подписывающих банковскую гарантию от имени банка.

Реализация вышеупомянутого права на применение заявительного порядка возмещения налога осуществляется налогоплательщиком посредством подачи в срок не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации в налоговый орган соответствующего заявления. В нем, в частности, указываются:

— реквизиты банковского счета для перечисления возмещаемых сумм НДС;

— обязательство налогоплательщика вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы, включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично.

В течение пяти дней со дня подачи заявления налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком установленных налоговым законодательством требований, а также наличие у него недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, и принимает решение о возмещении суммы налога либо решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Одновременно с решением о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженностей налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

В случае образования у налогоплательщика недоимки по налогу, иным платежам либо задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговый орган самостоятельно осуществляет зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Поручение на возврат суммы налога оформляется налоговым органом на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия налоговым органом данного решения. В течение пяти дней со дня получения указанного поручения территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога и не позднее дня, следующего за днем возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

В случае, если «по результатам камеральной проверки декларации возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о зачете (возврате) отменяется. Налогоплательщик в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязан вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке (налог и проценты за просрочку возмещения (если они были перечислены)), а также уплатить проценты за пользование бюджетными средствами, исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в тот период (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Причем указанной нормой не предусмотрено особого порядка расчета ставки. Поэтому Минфин России в письме от 05.04.2010 № 03-07-08/95 разъяснил, что формула для расчета процентов будет следующая: сумма НДС, подлежащая возврату, умножается на удвоенную ставку рефинансирования ЦБ РФ, делится на 365 (366) дней и умножается на количество дней пользования бюджетными средствами. Если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования ЦБ РФ, проценты рассчитываются отдельно по каждой ставке, а полученные величины суммируются. Следует обратить внимание на то, что затраты на уплату указанных процентов нельзя будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль (соответствующее изменение внесено в п. 2 ст. 270 НК РФ)» 3 .

Таким образом, банковская гарантия возврата НДС представляет собой гарантию, выданную в рамках заявительного порядка возмещения НДС по поручению принципала (налогоплательщика) в пользу бенефициара (налогового органа), в обеспечение исполнения обязательств налогоплательщика по возврату сумм вышеуказанного налога, излишне перечисленных ему (учтенных им) из бюджета, в установленных законом случаях.

В силу данной банковской гарантии банк принимает на себя обязательство уплатить за налогоплательщика в бюджет суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения в заявительном порядке суммы НДС, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ.

Указанная гарантия обладает рядом значительных преимуществ для клиента. В частности, возврат суммы НДС производится в более сжатые сроки, чем при общем порядке возмещения данного налога, появляется возможность использования возмещенной суммы НДС в предпринимательской деятельности клиента до завершения налоговой проверки.

Вместе с тем правовой режим рассматриваемой банковской гарантии характеризуется некоторыми пробелами в законодательстве. Основной из них связан с нечеткостью формулировки срока действия банковской гарантии.

Так, например, срок проведения камеральной проверки составляет всего три месяца. В данной связи не слишком ясна позиция законодателя, установившего, что срок действия банковской гарантии не должен быть менее восьми месяцев. Если связать данный критерий с возмездным характером получения банковской гарантии, то можно сделать вывод, что применение заявительного порядка зачета (возмещения) НДС увеличит затраты налогоплательщика. Кроме этого, отказ в применении вычета может повлечь за собой доначисление сумм налога, штрафов и пеней. В результате налогоплательщик может оказаться в очень неприятной ситуации — когда, с одной стороны, будут предъявляться требования со стороны налоговых органов, а с другой — требования банка в порядке регресса за выплаченные суммы по гарантии. Если обеспечением гарантии было имущество, являющееся средством производства или же непосредственно участвующее в процессе производства, то банк может парализовать работу компании, потребовав в судебном порядке наложения ареста на такое имущество 4 .

Кроме того, вышеуказанная аморфная формулировка закона вызывает вопрос: как правильно указать в тексте банковской гарантии срок ее действия? Вправе ли банк указать, что банковская гарантия действует в течение восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению?

На наш взгляд, подобная формулировка будет являться ненадлежащей, гарантийное обязательство по такой гарантии не возникнет. Срок действия банковской гарантии является одним из наиболее сложных и спорных вопросов правоприменения 5 . По общему правилу, банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в самой гарантии не установлено иное (ст. 373 ГК РФ). Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Обязанность подачи налогоплательщиком декларации по НДС закреплена в п. 5 ст. 174 НК РФ, но при этом наступление данного события нельзя признать неизбежным, поскольку оно зависит от воли самого налогоплательщика. Соответственно, указание в тексте банковской гарантии следующей формулировки: «В течение восьми месяцев с даты подачи налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение, что подтверждается отметками налогового органа о принятии», недопустимо 6 . Аналогичная позиция была изложена в свое время в п. 2 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии 7 .

Специальные требования к гаранту и банковской гарантии

Действующее законодательство устанавливает ряд требований, относящихся к личности гаранта и к тексту банковской гарантии.

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

На основании сведений, полученных от Банка России, указанный Перечень ведется Министерством финансов РФ и размещается им на официальном сайте министерства в сети Интернет 8: (http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/).

Для включения в Перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

2) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн руб.;

3) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд руб.;

4) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

5) отсутствие требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в Перечень, установленным требованиям либо, наоборот, о несоответствии банка установленным требованиям, данные сведения направляются Банком России в Министерство финансов РФ в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в Перечень.

Нельзя не заметить, что установление определенных требований к банкам, уполномоченным на выдачу гарантий возврата НДС, отнюдь не является новеллой действующего законодательства.

Аналогичная модель взаимоотношений государственного органа и кредитных организаций довольно широко используется для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей.

На основании приказа ФТС России от 01.06.2010 № 1059 «Об утверждении Реестра банков и иных кредитных организаций» банки, обладающие правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей, должны быть включены в особый реестр 9 .

Кроме того, банки, гарантии которых принимаются в обеспечение уплаты таможенных платежей, в силу требований п. 2 ст. 343 Таможенного кодекса РФ должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;

2) отсутствие задолженности перед таможенными органами;

3) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 200 млн руб.;

4) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд руб.;

5) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

6) отсутствие требования Банка России о мерах по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Анализ вышеуказанных требований свидетельствует, что требования к банкам, обеспечивающим уплату таможенных платежей, а также к банкам, обеспечивающим возврат НДС, практически одинаковы.

Вместе с тем банки-гаранты в силу ст. 176.1 НК РФ должны обладать бо?льшим минимальным размером зарегистрированного уставного капитала (500 млн руб. против 200 млн согласно ст. 343 Таможенного кодекса РФ).

С другой стороны, банки-гаранты в силу ст. 343 ТК РФ обязаны не иметь задолженности перед таможенными органами, а для банков-гарантов на основании ст. 176.1 НК РФ аналогичное требование не предусмотрено.

Имеется еще одна яркая отличительная черта: ст. 176.1НК РФ не предусматривает соблюдения максимального размера одной банковской гарантии и максимального размера всех единовременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком.

Между тем такие требования довольно часто предусматриваются действующим законодательством в качестве особых условий приема государственными органами банковских гарантий.

В частности, приказом Минфина России от 03.10.2006 № 121н «Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей» 10 соответствующие величины были установлены в отношении банков, гарантии которых принимаются таможенными органами. Установление конкретных величин для банков зависит от размера собственных средств (капитала) банка и соблюдения норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) на все отчетные даты в течение последних трех месяцев.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» 11 банковские гарантии принимаются в пределах максимальной суммы одной банковской гарантии, а также при условии соблюдения банком-гарантом максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, установленных Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. В основу распределения вышеуказанных максимальных значений на основании приказа Росалкогольрегулирования от 01.06.2010 № 38н «Об утверждении максимальной суммы одной банковской гарантии и всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним гарантом» 12 заложен лишь размер собственных средств (капитала) банка на все отчетные даты, также в течение трех последних месяцев.

Безусловно, наличие подобных различий в обязательных требованиях, предъявляемых к банкам, выступающим в качестве гаранта перед уполномоченными государственными органами, несколько дестабилизирует рынок:

— во-первых, для получения статуса уполномоченного банку необходимо каждый раз выдерживать соответствие разным финансовым критериям. Указанные требования могут меняться, и банки вынуждены осуществлять постоянное слежение за динамикой рынка. Это приводит к определенным временным, финансовым и организационным издержкам;

— во-вторых, повышаются репутационные риски банка. Довольно сложно объяснить клиенту, почему гарантии банка принимаются таможенными органами в целях обеспечения уплаты налоговых платежей, но не принимаются налоговыми органами в обеспечение возврата уплаты НДС;

— в-третьих, банки вынуждены соблюдать определенную процедуру включения и исключения из соответствующих реестров, перечней, списков. Каждый раз для включения в очередной список необходимо подготавливать и направлять различные документы, финансовую отчетность, совершать определенные действия, что также довольно неудобно и затратно.

Представляется, что с расширением спектра видов деятельности и операций хозяйствующих субъектов, в обеспечение исполнения которых принимаются банковские гарантии в пользу государственных органов, необходимо унифицировать требования к кредитным организациям и порядок включения их в единый реестр банков, гарантии которых принимаются уполномоченными государственными органами.

Принимая во внимание, что информация о финансово-экономическом положении кредитных организаций аккумулируется в ЦБ РФ, логично возложить обязанность ведения такого реестра именно на Банк России. В свою очередь, это позволит в значительной мере снизить документооборот по документам-основаниям для включения в вышеуказанный список. Исключать кредитную организацию из соответствующего реестра Банк России сможет по итогам анализа соответствующей отчетности.

Возвращаясь к анализу требований, которые установлены налоговым законодательством, отмечаем — банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

1) должна быть безотзывной и непередаваемой;

2) не должна содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены ст. 176.1 НК РФ;

3) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;

4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению;

5) банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.

О факте выдачи банковской гарантии банк обязан уведомить налоговый орган по месту учета налогоплательщика в срок не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В части, не противоречащей ст. 176.1 НК РФ, к правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации.

В частности, выпуск подобной банковской гарантии осуществляется на основании заключения между налогоплательщиком и кредитной организацией договора о выдаче банковской гарантии, который может содержать некие особые условия ввиду специфики гарантийного обязательства. Например, для принятия положительного решения о работе с налогоплательщиком банку необходимо проследить динамику возмещения НДС в предыдущие периоды в целях оценки финансового положения налогоплательщика. Для этого необходимо запросить от принципала дополнительный комплект документов.

Вполне возможно, что для выпуска подобных гарантий банки будут включать дополнительные критерии оценки платежеспособности клиента и, соответственно, обязанность дополнительного предоставления документов. Таким образом, кредитные организации, разрабатывая типовые проформы (драфты) банковских гарантий возврата НДС, вправе включить в соответствующие договоры о выдаче банковских гарантий особенности, обусловленные спецификой правового режима самой гарантии.

Выплата по банковской гарантии

В случае, если возмещенная налогоплательщику сумма налога превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного п. 14 ст. 176.1 НК РФ, принимает решения:

— об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке 13 ;

— возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или)

— зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.

В течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган сообщает о нем в письменной форме налогоплательщику.

Одновременно с сообщением о принятии решения налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке).

На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня:

1) фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;

2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке — в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.

Форма требования о возврате утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и содержит сведения:

1) о сумме налога, подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки;

2) суммах налога, излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных налогоплательщику) в заявительном порядке, подлежащих возврату в бюджет;

3) сумме процентов, предусмотренных п. 10 ст. 176.1 НК РФ, подлежащей возврату в бюджет;

4) сумме процентов, начисленных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ на момент направления требования о возврате;

5) сроке исполнения требования о возврате, установленном п. 20 ст. 176.1 НК РФ;

6) мерах по взысканию сумм, подлежащих уплате, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиком требования о возврате.

Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в требовании о возврате, в течение пяти дней с даты его получения.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, вышеупомянутой суммы налоговый орган не ранее дня, следующего за днем истечения пятидневного срока (установленного для добровольной уплаты суммы, указанной в требовании о возврате), направляет в банк требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии с указанием сумм, подлежащих уплате гарантом, также в течение пяти дней с даты получения данного требования.

Форма требования установлена приказом ФНС России от 07.06.2010 № ММВ-7-8/268@ «Об утверждении формы требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии».

Следует заметить, что форма требования налогового органа об уплате сумм по банковской гарантии была введена сравнительно недавно, тогда как возможность выдачи банковских гарантий в обеспечение исполнения обязанности по возврату НДС возникла значительно ранее. В течение практически полугода в направляемых налоговыми органами требованиях не наблюдалось единства в части подлежащих уплате сумм. В большинстве случаев налоговые органы требовали возврата в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм НДС. Однако встречались случаи, когда налоговые органы требовали также уплаты процентов.

На наш взгляд, подобная ситуация обусловлена некоторыми разночтениями по тексту ст. 176.1 НК РФ.

В частности, предусмотрено, что налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм. Если, помимо этих сумм, налогоплательщику были перечислены проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ, то есть за нарушение сроков возврата налога в заявительном порядке, в требовании говорится также о необходимости возврата этих процентов (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Разумеется, в части, пропорциональной доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке.

При этом банковская гарантия покрывает только уплату суммы самого налога и не учитывает начисленные проценты. Налоговым органам теперь предоставлено право взыскивать указанные проценты наравне с недоимками, пенями и штрафами, с этой целью изменен подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ (ст. 1 Федерального закона № 318-ФЗ). Соответственно, если величины банковской гарантии оказалось недостаточно для покрытия выданных в заявительном порядке сумм, взыскание обращается на денежные средства на счетах или иное имущество налогоплательщика 14 . Банк не вправе отказать налоговому органу в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (за исключением случая, когда такое требование предъявлено банку после окончания срока, на который выдана банковская гарантия). В случае, если указанное требование будет оставлено без исполнения, налоговый орган реализует право бесспорного списания со счета банка сумм, указанных в требовании.

Нельзя не заметить, что Федеральным законом № 318-ФЗ не вносятся изменения и дополнения в административное законодательство в целях установления ответственности за нарушение банком обязанности по уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Глава 18 НК РФ, устанавливающая составы правонарушений, подразумевающие ответственность банков, также не называет подобного состава и не устанавливает ответственность за подобное нарушение. Таким образом, ответственность за неисполнение банком требования налогового органа, заявленного в соответствии с п. 21 ст. 176.1 НК РФ, не наступает. Фактически единственным возможным неблагоприятным последствием для банка является бесспорное списание с его банковского счета сумм, указанных в требовании налогового органа.

В течение десяти дней после исполнения обязанности банка по уплате денежной суммы по банковской гарантии налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное требование о возврате с указанием сумм, подлежащих уплате в бюджет.

При этом в случае нарушения налоговым органом срока направления требования о возврате начисление процентов на суммы, подлежащие уплате налогоплательщиком на основании требования о возврате, приостанавливается до даты фактического получения данного требования налогоплательщиком.

1 - Например, в обеспечение исполнения обязательств об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением при маркировке алкогольной продукции (п. 4.1 постановления Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками»). В силу п. 2 ст. 184 НК РФ банковская гарантия может предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, установленные п. 7 и 7.1 ст. 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

2 - Утверждена приказом ФНС России от 07.06.2010 № ММB-7-8/268@ // Российская газета. 20.07.2010. № 158.

3 - Практический комментарий Основных изменений налогового законодательства с 2010 года по состоянию законодательства на 05.07.2010.

4 - Химичев А. Обеспечено банковской гарантией // Практическая бухгалтерия. 2010. № 2.

5 - Подробнее об этом см. статью С.В. Пыхтина «Условие о сроке банковской гарантии в контексте арбитражной практики» на с. 41.

6 - СПС «КонсультантПлюс». Консультация эксперта: Минфин России. 2010. Номер в ИБ 84942.

7 - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 № 27 // Вестник ВАС РФ. 1998. № 3.

8 - Официальная информация об этом содержится в письме ФНС России от 16.03.2010 № ШС-22-3/182@ «О перечне банков, соответствующих требованиям пункта 4 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

9 - Приказ ФТС России от 07.12.2006 (ред. от 30.10.2009) № 1281 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению Реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей» // Российская газета. 11.04.2007. № 75.

10 - БНА. 2006. № 46.

11 - СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. 3). Ст. 5748.

12 - Российская газета. 14.07.2010. № 153.

13 - Типовые формы Решения об отмене Решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, Решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в заявительном порядке, и иных документов, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ, установлены нормативными актами налоговых органов: приказом ФНС России от 27.04.2010 № ММВ-7-3/204@, приказом ФНС России от 23.03.2010 № ММ-7-3/136@, приказом ФНС России от 18.05.2010 № ММВ-7-8/235@ и др.

14 - Разъяснение Управления ФНС России по Удмуртской Республике // http://www.taxpravo.ru/novosti/statya-33746-poryadok_uskorennogo_vozvrata_nds.

Статья 176.1 НК позволяет плательщикам НДС воспользоваться заявительным порядком его возмещения. Этот «упрощенный» порядок имеет много положительных моментов, главный из которых - возможность быстро пополнить свои оборотные активы и не потерять деловую активность на рынке. Этим и объясняется его популярность.

Вместе с тем, к плательщикам НДС желающим возместить НДС данным способом, предъявляется рад жестких требований. Это положение усугубляется тем, что в законодательных нормах заявительный порядок, как и большинство нововведений, освещен не достаточно. Как обычно пробелы приходится восполнять по ходу действий, что отражается на бизнесе негативно.

Кто может использовать заявительный порядок?

К первой относятся крупные организации, у которых совокупная сумма налогов, уплаченная за три предшествующих календарных года, составляет не менее 10 миллиардов рублей, а также на момент подачи налоговой декларации компания существует не менее трех лет. Данная группа стоит особняком, ведь такие «гиганты» не только пользуются поддержкой государства, но и зачастую бывают созданы при непосредственном его участии.

Ко второй категории можно отнести всех остальных плательщиков налога, которые вместе с налоговой декларацией представили действующую банковскую гарантию. Поскольку этим правом может воспользоваться каждый, именно эта категория представляет наибольший интерес.

Зачем нужна банковская гарантия?

Для ответа на этот вопрос необходимо разобрать принцип работы заявительного порядка. Он заключается в том, что компания может возместить из бюджета сумму НДС еще до окончания камеральной проверки, срок которой составляет три месяца. То есть на этот срок деньги, которые казна должна фирме, не «зависают» между бюджетом и расчетным счетом компании, а возвращаются туда в течение двух-трех недель.

Банковские гарантии, выданные филиалами банков, принимаются ФНС как если бы их выдал сам банк, если они соответствуют требованиям (письмо ЦБ РФ от 1 июня 2010 г. № 04-15-7/2630).

Для этого налогоплательщику необходимо обратится в инспекцию с заявлением на «ускоренное» возмещение НДС. Если формальности будут соблюдены: заявление составлено правильно, банковская гарантия наличествует и законна и прочее, ФНС возместит налог на расчетный счет или сделает зачет суммы по его переплате. Кажущаяся простота вовсе не означает, что обоснованность вычетов тоже проверится формально: камеральный контроль будет проходить в общем порядке, и не факт, что все заявленные к вычету суммы НДС подтвердятся.Именно налоговая служба должна гарантированно обеспечить возврат излишне возмещенных денег в бюджет. Для этого и служит банковская гарантия.

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка уплатить бенефициару (кредитору принципала) по просьбе другого лица (принципала) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования. То есть она обеспечивает в денежной форме надлежащее исполнение принципалом своих обязательств по сложившимся между ним и бенефициаром обязательствам.

Таким образом, в операциях с использованием банковской гарантии участвуют:

  • бенефициар - лицо, в пользу которого совершается платеж, в нашем случае это налоговая инспекция
  • принципал - основной, главный должник в обязательстве, то есть компания, претендующая на заявительный порядок возмещения налога
  • гарант - банк, обеспечивающий надлежащее исполнение принципалом своих обязательств.

При этом гарантами могут выступать банки, которые включены в специальный перечень кредитных учреждений, опубликованный на официальном сайте Минфина России. К ним предъявляются следующие требования:

  • наличие лицензии на осуществление банковских операций и осуществление деятельности в течение не менее пяти лет
  • наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей
  • соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев
  • отсутствие требования Центрального банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка.
Требования к банковской гарантии

Помимо требований, предъявляемых к потенциальным гарантам при ускоренном возмещении НДС, есть еще обязательные требования для самой банковской гарантии:

Во 2 подпункте пункта 2 статьи 176.1 НК указано, что воспользоваться ускоренным возмещением налога вправе «налогоплательщики», что подразумевает и ИП тоже.

  • должна быть безотзывной и непередаваемой
  • не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены статьей 176.1 НК
  • ее срок действия должен истекать не ранее, чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению
  • сумма, на которую она выдана, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению
  • должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания ее срока действия.
Срок действия гарантии

Из всех перечисленных требований остановимся на одном - сроке банковской гарантии, поскольку именно этот пункт вызывает ряд вопросов, связанных с нечеткостью формулировки.

Не понятно, чем руководствовались законодатели, устанавливая минимальный срок действия гарантии, равный восьми месяцам. Ведь срок камеральной проверки составляет всего три месяца, по истечении которых инспекции все равно предстоит принять решение, возмещать налог из бюджета или нет. Возможно, это объясняется тем, что гарантия должна действовать и в период обжалования решения инспекции об отказе в возмещении. Тогда почему именно в этот период временикомпания должна нести дополнительные расходы по банковской гарантии, особенно если ей удастся доказать правомерность вычетов по НДС?

Кроме этого, остается вопрос: как правильно указать срок в тексте самой банковской гарантии? Формулировка«банковская гарантия действует в течение восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению», - недопустима и не вызывает возникновения гарантийного обязательства. По общему правилу банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи. Согласно статье 190 ГК, установленный сделкой срок, определяется календарной датой или истечением периода времени по годам, месяцам, неделям, дням или часам. Он может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Конечно, компании обязаны представить декларацию по НДС, но при этом наступление данного события нельзя признать неизбежным, поскольку оно зависит от воли самой фирмы. То есть вполне допустима ситуация, при которой срок окончания действия гарантии невозможно будет установить. А это является несоответствием требованиям.

Отказ контролеров возместить НДС в заявительном порядке не означает, что нельзя обратиться за возвратом в общем порядке.

Еще одной проблемой, связанной со сроком гарантии, можно назвать его продление. Если компания подает уточненную декларацию по НДС и вместе с ней дополнительное соглашение с банком о продлении срока ранее представленной гарантии, инспектор наверняка откажет в заявительном порядке возмещения НДС. Обычно это решение мотивируется тем, что в условия предоставления банковской гарантии нельзя вносить изменения. Однако данная позиция не бесспорна ив суде подобный спор был решен в пользу фирмы. Арбитры обосновали свое решение следующим образом: поскольку банковская гарантия является односторонней сделкой, банк-гарант вправе увеличить свои обязательства по такой сделке, в том числе путем заключения дополнительного соглашения, которое было оформлено банком по договоренности с организацией-принципалом (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2011 г. № А19-4801/2011).

Порядок применения «ускоренного» возмещения

Для того чтобы воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, нужно в течение пяти дней после подачи декларации направить в инспекцию соответствующее. Какого-либо утвержденного бланка для этого нет, так что оно составляется в свободной форме. В нем необходимо указать реквизиты банковского счета, на который должна поступить сумма возмещения и прописать обязанность фирмы, в случае неподтверждения правомерности вычетов вернуть полученные деньги обратно в бюджет, и уплатить проценты в случае необходимости.

В течение пяти дней после подачи заявления инспекторы принимают решение о возмещении налога или об отказе. Чтобы сообщить о принятом решении, у налоговиков есть еще пять дней.

Если на момент возмещения у компании есть недоимка по налогам, штрафам или пеням, то перед возвратом денег контролеры примут решение о зачете переплаты по НДС в счет имеющихся долгов. Это решение принимается одновременно с положительным решением о возмещении налога в «ускоренном» режиме. В этом случае возврату подлежит только остаток средств после погашения задолженности перед бюджетом.

Поручение на возврат налога инспекторы направят в казначейство на следующий рабочий день после принятия решения о возврате. На перечисление денежных средств у казначейства есть пять дней. Если эти сроки нарушены, с 12-го дня после подачи заявления на сумму невозвращенного вовремя налога начисляются проценты в пользу компании по действующей ставке рефинансирования.

Максимальная сумма одной и всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных банком при применении заявительного порядка возмещения НДС, законом не определены.

Если камеральная проверка декларации выявит, что возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о возврате отменяется. Компания в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязана вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные ею в заявительном порядке. Кроме этого, фирме предстоит уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в тот период.

Формула для расчета процентов приведена в письме Минфина России от 5 апреля 2010 г. № 03-07-08/95 и выглядит следующим образом. Сумма НДС, подлежащая возврату, умножается на удвоенную ставку рефинансирования, делится на 365 (366) дней и умножается на количество дней пользования бюджетными средствами. При этом, если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования, проценты рассчитываются отдельно по каждой ставке, а полученные величины суммируются. Стоит отметить, что затраты на уплату указанных процентов нельзя будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль.

Компании, заключая сделку с контрагентом, чтобы обезопасить себя, используют банковскую гарантию. Так, при заключении договоров поставки одним из условий договора может являться требование предоставления банковской гарантии.

За предоставление банковской гарантии банку уплачивается комиссионное вознаграждение.

Банковская гарантия — удобный инструмент для клиентов, а для кредитной организации при надлежащей оценке рисков — хороший источник дохода.

Учет у принципала

Бухгалтерский учет

Стоимость банковской гарантии включают в себестоимость актива, в целях покупки или создания которого она приобретена:

Д-т 76, К-т 51 — перечислено вознаграждение банку за выдачу гарантии; Д-т 08, 10, 20, 41 и др., К-т 76 — получена от банка гарантия оплаты по договору подряда или поставки.

Это общее правило формирования себестоимости всех ТМЦ.

Предоставление банковской гарантии относится к банковским операциям, и ее стоимость не облагается НДС (п. 8 части 1 ст. 5 Федерального закона от 2.12.90 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», п.п. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, письмо ФНС России от 17.05.05 г. № ММ-6-03/404@). Следовательно, НДС с суммы вознаграждения банка за выдачу гарантии организации не предъявляется.

Налог на прибыль

Затраты на оплату услуг банков могут учитываться:

  • в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п.п. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • в составе внереализационных расходов как затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией (п.п. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет расходы на оплату услуг банка по предоставлению банковской гарантии (п. 4 ст. 252 НК РФ).

В любом из вариантов дата осуществления расходов определяется на основании п.п. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Применение ПБУ 18/02

В бухгалтерском учете организации расходов, связанных с приобретением банковской гарантии, не будет (так как банковская гарантия будет включена в себестоимость актива, в целях покупки или создания которого она была приобретена). При этом в налоговом учете будет списана стоимость банковской гарантии.

В связи с этим согласно п.п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Минфина России от 19.11.02 г. № 114н, в учете организации возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В бухгалтерском учете начисление ОНО отражается записью по дебету счета 68 и кредиту счета 77 (Инструкция по применению Плана счетов).

В соответствии с п. 18 ПБУ 18/02 по мере начисления амортизации по основному средству или реализации товаров или списания материалов на расходы происходит уменьшение возникшей НВР и соответствующего ей ОНО, поскольку стоимость реализованного товара, стоимость списанных материалов или сумма ежемесячных амортизационных отчислений, будет признаваться в бухгалтерском учете, а в налоговом учете расходов не будет.

Следовательно, на последнее число каждого месяца ОНО уменьшается, что отражается записью по дебету счета 77 и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

Приобретение банковской гарантии в рамках договора поставки

Организация принимает к учету приобретенный для перепродажи товар в соответствии с положениями ст. 320 НК РФ.

Поскольку получение гарантии и соответственно выплата вознаграждения банку непосредственно связаны с приобретением товара, организация вправе включить сумму этого вознаграждения в стоимость приобретения указанного товара. Стоимость приобретения товара является прямым расходом и формирует налоговую базу по налогу на прибыль в периоде реализации этого товара.

Порядок формирования стоимости приобретения товара организация должна закрепить в учетной политике для целей налогообложения (абзац 2 ст. 320 НК РФ).

Гарантии по долгосрочным обязательствам

Вознаграждение по сделке с гарантом относится к сроку, на который выдана гарантия (п. 1 ст. 378 ГК РФ).

Этот срок может охватывать более одного отчетного (налогового) периода, когда гарантия обеспечивает выполнение обязательств принципала по длительному договору, нацеленному на получение дохода. При этом связь между расходом на гарантию и соответствующими доходами компании-принципала является косвенной. К данной ситуа­ции применима норма абзаца 2 п. 1 ст. 272 НК РФ.

В письме Минфина России от 11.01.11 г. № 03-03-06/1/4 в качестве принципала фигурирует компания, осуществляющая строительство объектов нефтегазового комплекса по договору сроком на два года.

Финансисты указали, что расходы в виде платы за предоставление банковской гарантии, приобретаемой в целях обеспечения выполнения обязательств по договору, необходимо учитывать равномерно в течение срока, на который она приобретается (письма Минфина России от 19.07.12 г. № 03-03-06/4/75 и ФНС России от 4.06.13 г. № ЕД-18-3/606).

Банковская гарантия при договоре аренды недвижимости

Если, например, банковскую гарантию приобрела торговая компания в целях обеспечения расчетов по договору аренды недвижимости, то в этом случае независимо от длительности договора затраты на гарантию в бухгалтерском учете следует списать на расходы единовременно (Д-т 44, К-т 76).

Однако в налоговом учете эту сумму нужно распределить.

Пример 1

Арендатор предоставил арендодателю банковскую гарантию по обязательству о своевременном внесении арендной платы сроком на пять месяцев. Вознаграждение банку составило 15 000 руб. Через три месяца, ввиду пропуска арендатором-принципалом срока платежа, оплату арендодателю-бенефициару произвел банк. Тем самым действие гарантии прекращено (п.п. 1 п. 1 ст. 378 ГК РФ).

В бухгалтерском учете затраты на аренду у принципала помесячно относятся на счет 26 «Общехозяйственные расходы».

На тот же счет следует списать и вознаграждение за банковскую гарантию, но единовременно: Д-т 26, К-т 76 — 15 000 руб. — признана банковская гарантия, не формирующая актив.

В налоговом учете расходы на гарантию (п.п. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ) первые три месяца следует признавать ежемесячно в сумме 3000 руб. (15 000 руб. : 5 мес.).

Недосписанную часть вознаграждения в размере 6000 руб. (15 000 руб. — 3000 руб. x 3 мес.) принципалу следует отнести на расходы в момент окончания гарантии.

Учет у бенефициара

Рассмотрим особенности отражения в бухгалтерском и налоговом учете бенефициара банковской гарантии в обеспечение выполнения обязательств по договору поставки.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94, для обобщения информации о наличии и движении банковских гарантий используются следующие счета: 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

На счете 008 отражаются полученные гарантии в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам), на счете 009 — выданные гарантии в обеспечение выполнения обязательств и платежей.

Суммы обеспечений, учтенные на перечисленных счетах, списываются по мере погашения задолженности, а аналитический учет ведется по каждому полученному и выданному обеспечению.

В связи с тем, что банковская гарантия выдается гарантом, а не принципалом, в учете бенефициара следует ее отражать на забалансовом счете 008.

Если в гарантии не указана сумма, то для бухгалтерского учета она определяется исходя из условий договора.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» на момент перехода права собственности на товар от организации к покупателю в бухгалтерском учете признается выручка и отражается по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Одновременно выполняются условия признания в бухгалтерском учете расходов, связанных с приобретением и продажей товаров (ПБУ 10/99 «Расходы организации»), которые отражаются по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Реализация товара на территории РФ признается объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом моментом определения налоговой базы по НДС является день отгрузки (передачи) товара (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).

В бухгалтерском учете НДС при продаже товаров отражается по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость», и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

Налог на прибыль

В налоговом учете доходом от реализации признается выручка от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных (ст. 249 НК РФ). При этом доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

Датой получения дохода признается дата реализации товаров независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату (ст. 271 НК РФ).

Расходы, принимаемые для целей налогообложения признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (ст. 272 НК РФ).

На практике возможны два варианта оплаты поставляемых товаров.

Первый вариант

Покупатель самостоятельно исполняет обязательство по оплате товаров согласно договору поставки; при этом банковская гарантия списывается.

Рассмотрим этот вариант на примере.

Пример 2

ООО заключило договор поставки товара с организацией, согласно которому ООО реализует товар на сумму 590 000 руб., в том числе НДС — 90 000 руб.

Фактическая себестоимость товара составила 300 000 руб. Организация представила банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате товара. В гарантии указана сумма, равная договорной стоимости товара.

В установленный в договоре поставки срок для оплаты товара организация перечислила денежные средства ООО в полном объеме.

В учете ООО в день продажи товаров необходимо сделать записи:

Д-т 62, К-т 90.1 — 590 000 руб. — отражена выручка от продажи товаров; Д-т 90.2, К-т 41 — 400 000 руб. — списана фактическая себестоимость проданных товаров; Д-т 90.3, К-т 68 НДС — 90 000 руб. — начислен НДС с продажи товаров; Д-т 90.9 К-т 99 — 100 000 руб. — отражен финансовый результат по операции; Д-т 008 — 590 000 руб. — отражено получение банковской гарантии в качестве исполнения обязательств по договору.

В день оплаты товаров в учете ООО необходимо сделать записи:

Д-т 51, К-т 62 — 590 000 руб. — на расчетный счет поступили денежные средства от организации в оплату товара; К-т 008 — 590 000 руб. — списана банковская гарантия после выполнения обязательств по договору.

Второй вариант

Покупатель не выполняет обязательство по оплате товаров, и банк-гарант погашает задолженность перед бенефициаром.

В этом случае бенефициар предъявляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

В бухгалтерском учете расчеты с гарантом могут происходить с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Погашение обязательств принципала по оплате товара за счет банковской гарантии отражается по дебету счета 76 и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Пример 3

Воспользуемся условием примера 2 и предположим, что организация не выполнила обязательство по оплате товара в установленный договором поставки срок.

ООО предъявило банку-гаранту требование об уплате 590 000 руб. по банковской гарантии. Гарант удовлетворил данное требование.

В учете ООО необходимо сделать следующие записи:

Д-т 51, К-т 76 — 590 000 руб. — получены денежные средства от банка-гаранта после предъявления ему требования; Д-т 76, К-т 62 — 590 000 руб. — списана задолженность организации по оплате товара за счет банковской гарантии; К-т 008 — 590 000 руб. — списана банковская гарантия.

Банковская гарантия в ГК РФ

Согласно ст. 368 ГК РФ банковская гарантия — это способ обеспечения исполнения обязательств, при котором банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) выдают по просьбе должника (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору (бенефициару) денежную сумму при предъявлении им требования о ее уплате.

Таким образом, в отношения, связанные с оформлением банковской гарантии, вовлечены как минимум три лица: принципал; бенефициар и гарант.

Гарантом по банковской гарантии может выступать только специальный субъект, отвечающий требованиям законодательства, а именно банк, иное кредитное учреждение или страховая организация.

Принципал — это должник по основному обязательству, по просьбе которого гарант выдает банковскую гарантию. Принципалом может быть любое лицо.

Бенефициар — это кредитор предпринимателя по основному обязательству, в пользу которого гарант выдает банковскую гарантию. При этом бенефициар является кредитором как по банковской гарантии, так и по основному обязательству. В роли бенефициара может выступать любое физическое или юридическое лицо, включая органы государственной власти, а также налоговые и таможенные органы.

Иными словами, основной целью предоставления банковской гарантии является обеспечение надлежащего выполнения принципалом своих обязательств перед бенефициаром (часть 1 ст. 369 ГК РФ).

При этом в соответствии с часть 2 ст. 369 ГК РФ выдача банковской гарантии является платной услугой банка-гаранта, поэтому за ее выдачу взимается вознаграждение. Как правило, размер такого вознаграждения составляет 1 — 10% от суммы обеспечения. Оно может уплачиваться в виде фиксированного платежа или в процентах от суммы гарантии единовременно или частями в зависимости от срока действия гарантии.

Таким образом, банковская гарантия — это банковская услуга. Соответственно расходы на выплату вознаграждения банку за выдачу банковской гарантии — это оплата банковских услуг.

Обеспечение вероятного обязательства

Отметим, что банковская гарантия — документ, выданный банком и адресованный конкретному кредитору организации.

В этом документе банк обязуется погасить возможную задолженность компании перед кредитором по его требованию при определенных условиях. Речь идет о выплате кредитору твердой, заранее оговоренной суммы.

Особенность этого соглашения в том, что на момент оформления банковской гарантии самого обязательства у компании еще не существует, т. е. кредитор является потенциальным. Причем в будущем задолженность может так и не возникнуть.

Гарантия или страховка?

В качестве гаранта может выступать не только банк, но и страховая компания, но гарантия все равно будет именоваться банковской. Сама же выплата по банковской гарантии напоминает выплату страховщика при наступлении страхового случая.

Это сходство подтверждает альтернатива: в ряде случаев компания по своему выбору может либо предоставить контрагенту банковскую гарантию, либо застраховать свою ответственность перед ним.

Разница между гарантией и страхованием заключается в следующем.

У страховщика в связи с выплатой страхового возмещения претензий к страхователю не возникает (при отсутствии у него умысла).

Гарант, уплативший по обязательству принципала, может предъявить к нему регрессные требования, когда это преду­смотрено соглашением между ними (п. 1 ст. 379 ГК РФ).

Преимущества банковской гарантии

Главными преимуществами банковской гарантии являются:

ее относительно невысокая стоимость, поскольку размер вознаграждения банку-гаранту за ее предоставление существенно ниже размера любого вида заемного финансирования; возможность эффективного решения вопроса по оплате обязательств без высвобождения денежных средств из оборота или их прямого заимствования в кредитных учреждениях.

Кроме того, наличие банковской гарантии является дополнительным стимулом выполнить обязательство по договору, т. е. осуществить поставку товаров, выполнить работу или оказать услугу.

Договор о выдаче банковской гарантии

Анализ положений главы 23 ГК РФ показывает, что необязательно заключать отдельный договор между принципалом и гарантом.

Однако те банки, которые хотят более точно прописать свои отношения с принципалом, включают такие положения либо в свои общие условия, либо иногда в специальный договор, который может называться договором о выдаче банковской гарантии.

В договоре о выдаче банковской гарантии могут прописываться следующие условия: права и обязанности банка и принципала, сроки предоставления банковских гарантий, основные условия, на которых такие банковские гарантии будут выдаваться, положения о комиссиях и вознаграждении банка, возмещение расходов банка, гарантии и заверения принципала, необходимое обеспечение договора, ответственность сторон по договору, применимое право, порядок разрешения споров и иные положения.

Условия банковского гарантирования предусматривают уплату за клиента налога, который зачитывается ему сверх требуемого возврата НДС. Возмещение производится по такому принципу:

    • сумма налогов, уплаченных клиентом, возвращается на счет;
    • средства засчитываются при последующих выплатах НДС.

Порядок возмещения имеет подготовительный этап и процесс рассмотрения дела. На первом этапе ведется проверка документации, которая подтверждает право клиента на возмещение, подготавливается документация для разбирательств в суде, оформляется налоговая декларация.

В обязательном порядке проверяется подлинность и правильность всех печатей, что позволяет сэкономить время в дальнейшем.

Банковская гарантия в обязательном порядке предвидит возврат по выплатам НДС. Однако клиенту стоит предварительно узнать, входит ли банк в список Минфин по выдаче гарантий. Для ведения дела необходимо обратиться к профессиональному юристу, который сопровождает клиента на всех этапах ведения процедуры.

Список лиц, которые имеют право на возмещения по НДС:

  • налогоплательщики, которые выплачивают сумму налогов выше указанной в законах о финансовых делах;
  • право на возмещение можно использовать, если со дня регистрации компании не прошло больше 3 лет;
  • налогоплательщики, которые предоставляют декларацию и банковскую гарантию.

Порядок возмещения по НДС

Денежные ресурсы, которые заторачиваются на НДС, клиенты возмещают за счет кредитных средств. Поэтому возврат налога на добавленную стоимость был упрощен. Но банковская гарантия не всегда предполагает такое возмещение. Она должна быть безотзывной и непередаваемой. Срок действия гарантирования должен быть не менее 8 месяцев. К тому же договор должен подтверждать, что в случае невыполнения обязательств вся сумма списывается со счета банка-гаранта.

Если банковская гарантия оформляется правильно , то сумма дополнительной стоимости возвращается за 14 дней с того момента, когда была подана заявка.

Расчет НДС

Ускоренный вариант возмещения

Заявитель как владелец банковской гарантии после подачи декларации в течение пяти дней отправляет прошение о возврате НДС. Если нет четко установленной формы бланка такого прошения, то бумага оформляется в свободной форме. Обязательно необходимо указывать реквизиты по банковскому счету. Именно на него будут переведены средства по возмещению. После этого за пять рабочих дней инспекторы принимают решение о возврате по выплатам на дополнительную стоимость. Об официальном решении заявителя уведомляют в письменной форме.

Если же на момент оформления заявления компания имела недоимки по налоговым выплатам или штрафам, то возмещение НДС может пойти в счет этих долгов. Такие решения имеют форму ускоренных и принимаются одновременно с положительным ответом по возмещению. Тогда возврату подлежит только остаток средств после перекрывания недоимок.

Поручения по возврату налогов отправляются инспектором на следующий же рабочий день после вынесения позитивного вердикта для владельца гарантии. Для перечисления необходимой суммы казначейство имеет пять дней. В том случае, если эти сроки нарушаются, то с 12 дня начисляются проценты на возвращенную сумму налогов на стоимость будет влиять ставка рефинансирования. При этом закон не определяет максимальную сумму одной и всех гарантий, выданных банком.

Решение о возврате может быть отменено, если сумма НДС превышает возмещенную. Это решение касается камеральной проверки. Тогда компания обязуется вернуть денежные средства в бюджет, на что ей также предоставляется пять дней. Также фирма вносит проценты за пользование бюджетными активами. Для этого назначается двукратная ставка рефинансирования на действующий период.

Ниже приведено видео по теме статьи об НДС :

Вычисления по выплатам возвратов на дополнительную стоимость

Сумму НДС, которая надлежит возврату, умножают на удвоенную ставку рефинансирования. Потом полученную стоимость разделяют на 365 дней и умножают на то количество дней, сколько использовались бюджетные средства. Если в этот период действовали разные ставки рефинансирования, то проценты начисляются отдельно по каждой ставке. Полученные величины суммируются и дают полную сумму возврата средств в бюджет. Такие затраты фирма или компания не может учитывать, как расход при расчетах налога на прибыль, а идут отдельной статьей затрат.

Дополнительной проблемой по возмещению НДС может стать уточнение декларации или продление сроков действия гарантирования . Тогда фирма может получить отказ от инспектора. Решение мотивируется в этом случае тем, что банковская гарантия не должна подвергаться внесению изменений и корректив.