Император Клавдий решил жениться на дочери своего брата Агриппине (к счастью, его брат уже был мертв). Как говорят современники: «Он почувствовал привязанность, когда был пойман в сети Агриппины, дочери его брата Германика. Добившись права на поцелуи и ласки, он начал строить с ней отношения и на следующем заседании сената заставил некоторых из членов предположить, что он будет вынужден жениться на Агриппине на том основании, что это было интересом государства; а также он настоял на том, что отныне другим тоже будет разрешено заключать подобные браки, которые до этого времени расценивались как кровосмесительные».


Создание императорского борделя

Калигула обожал тратить деньги, но зарабатывать их он не умел. После того, как казна была истощена, он решил превратить дворец в публичный дом. Он выделил для этого несколько комнат и поместил туда обнаженных женщин. Затем он разослал слуг во все концы города, чтобы те пригласили мужчин и стариков для получения удовлетворения.


Жена из мужчины

И здесь речь не об однополых браках. Ну, почти. Нерон решил сделать женщину из мужчины худшим способом из возможных. «Он кастрировал мальчика Споруса и фактически попытался сделать из него женщину. Он женился на нем по всем обычным церемониям, в том числе тут было приданое и фата. Он взял его к себе в дом, пригласив в свидетели большую толпу народа, и относился к нему, как к своей жене».


Император, занимающийся проституцией

Император Гелиогабал превзошел Калигулу в этой сфере: мало того, что этот тоже устроил бордель во дворце, так он еще и сам работал там как проститутка! «Он собирал деньги со своих клиентов и всегда переживал по поводу прибыли; он также спорил со своими соратниками насчет этого постыдного занятия, утверждая, что у него было больше любовников, чем у них и что он собрал больше денег, чем они».


Инцест

С точки зрения сексуальной развращенности, Нерон мог заставить покраснеть даже Калигулу! Он решил перейти, так сказать, к первоистокам и заниматься сексом с собственной матерью Агриппиной! «Как писали современники, всякий раз, когда он ехал в паланкине вместе с матерью, он имел с ней кровосмесительные отношения, которые были явны по пятнам на его одежде». В конце концов Нерон пытался убить свою мать, посадив ее в разбитую лодку.


Педофилия

У императора Тиберия было два источника удовольствия: он любил плавать и находиться в обществе детей. Будучи эдаким «затейником», он решил объединить эти два увлечения в одно: «он обучил маленьких мальчиков, которых он называл «тоддлеры», ползать между его бедер, когда он шел купаться и дразнить его своим лизанием и покусыванием». Отвратительно!


Идея, которая пришла в голову Нерону, чтобы сделать длительные поездки более приятными, заключалась в следующем: он создал на всех дорогах «остановки», полные проституток.


Животные игры

Нерон был таким развратным, что постоянно придумал новые отвратные способы удовлетворения своих потребностей. «Он, наконец, придумал своего рода игру, в которой, он, покрытый кожей какого-нибудь дикого зверя, вылетал из клетки и набрасывался на половые органы мужчин и женщин, которые были привязаны к столбам, а когда он насыщался, его безумная похоть направлялась на его вольноотпущенника Дорифоруса».

В начале 16 века фрейлины заменили проституток, служивших при дворе французских королей. Так началась война жен против любовниц.

Средневековая Франция. При королевском дворе ведут хозяйство и государственные дела пять-шесть сотен приближенных мужчин. Жен они могут привести в редких случаях: на торжества, балы и турниры.

При дворе всего несколько дам, которые прислуживают королеве и принцессам. Незаметные и скромные, они не играют весомой роли. Сексуальные потребности монарха и придворных удовлетворяют бордель из «девушек радости» - их набирают из ближних деревень.

Все меняется в 1491 году. Жена короля Карла VIII, 14-летняя герцогиня Анна Бретонская, вводит свои порядки.

До своего 21-летия была 7 раз беременна и 4 раза родила. Ни один ребенок не выжил. После смерти Карла VIII, подчиняясь закону того времени, вышла замуж за его преемника, Людовика XII.

Анна Бретонская принимает подарки в окружении свиты. Жан Переаль, примерно 1506 г. Изображение: Musée départemental Thomas-Dobrée / grand-patrimoine.loire-atlantique.fr

1483-1515
Карл VIII и Людовик XII - Анна Бретонская

1515-1547
Франциск I - Франсуаза де Шатобриан

1547-1559
Генрих II - Екатерина Медичи, Диана де Пуатье

1589-1610
Генрих IV - Габриэль д’Эстре

1715-1774
Людовик XV - маркиза де Помпадур

Департамент благородных дам

Анна создает при дворе «департамент хороших манер» и лично отбирает свиту - 9 замужних дам и 40 фрейлин из дворянских семей. Девушки прислуживают королеве и развлекают придворных мужчин в рамках дозволенного: беседами, играми, пением, чтением вслух.

В 1515 году престол занимает Франциск I, большой ценитель женской красоты. Он продолжает дело Анны и собирает при дворе ярких и чувственных девушек. Король преподносит им наряды и поощряет стремление к роскоши. Впервые официально назначается фаворитка короля. Она играет роль второй жены и часто более влиятельна, чем первая.

Так Франсуаза де Шатобриан делает своих братьев полководцами. Они проигрывают ряд сражений, и Франция теряет Милан. После назначения новой фаворитки, графиня возвращается к мужу. Тот колотит ее, потом вскрывает жене вены. Она погибает.

Тем временем во дворце появляются апартаменты для интимных развлечений с благородными дамами. Ключи от комнат есть только у Франциска. Работы у простых «девушек радости» становилось все меньше, вскоре их вовсе распускают.

По легенде, Франциск I умер от сифилиса, который ему передала принужденная к сожительству дама. Она специально заразилась от мужа, чтобы отомстить королю.

Фаворитка Франциска I Анна д’Этамп. Портрет, приписываемый Корнелю де Лиону. Изображение: Xavier Caré / Метрополитен-музей / Мария Болейн была одной из фавориток английского короля Генриха VIII и, вероятно, Франциска I. Изображение: tudorhistory.org

Клод де Роан-Жие. Изображение: Gdethoury, Inventory, Лувр, CC BY-SA 3.0) / Франсуаза де Фуа. Изображение: Лувр, Wikipedia

Летучий эскадрон в оборках

В 1547 году корону надевает Екатерина Медичи, жена Генриха II. Она создает «летучий эскадрон в оборках». Укладывая знатных красавиц в нужные постели, королева решает вопросы государственной важности.

Однако подопечная Екатерины, Диана де Пуатье, выходит из-под контроля и становится фавориткой Генриха. Диана старше короля на 20 лет. Это не мешает ей стать истинной правительницей Франции и самой могущественной женщиной эпохи.

Пуатье не только умело расставляет своих людей на важные государственные посты, но и активно ведет дипломатическую переписку с иностранными послами и Папой Римским. Документы король подписывает именем «ГенрихДиан».

Когда Генрих II погиб на рыцарском турнире, его жена отобрала у Дианы подаренные королем драгоценности и выслала из Парижа.

Диана де Пуатье. Школа Фонтенбло, 1550 г. /Базельский художественный музей, wga.hu Портрет Дианы де Пуатье на дубовой панели. Жан Клуэ, дата неизвестна. Источник: gogmsite.net Портрет Дианы де Пуатье в образе богини охоты. Изображение: Almare / Замок Шенонсо / CC BY-SA 2.5

Настоящие королевы

Фаворитки царствуют почти 300 лет, управляют королями и государственными делами, избавляются от соперниц при помощи ядов и интриг.

Католичка Габриэль д’Эстре уговаривает протестанта Генриха IV сменить конфессию, и через 5 лет во Франции прекращаются религиозные войны. Король собирается жениться на фаворитке, но та внезапно умирает. Скорее всего, от яда.

Людовик XV к управлению страной равнодушен, и маркиза де Помпадур заменяет короля на заседаниях, приемах и совещаниях. Опасаясь подвоха со стороны молодых красавиц, Помпадур сама подбирает Людовику любовниц. Так становится знаменитым «Олений парк». В этом особняке король инкогнито встречался с 15-17-летними девушками. Потом их выдавали замуж, при чем монарх обеспечивал приданое.

Его жена была на 7 лет старше, религиозна и после рождения 10-го ребёнка отказалась спать с Людовиком.

В возрасте 16 лет за 6000 монет была продана матерью предыдущему королю, Генриху III.

Картина «Туалет дамы» Франсуа Клуэ возможно изображает Габриэль д’Эстре, фаворитку Генриха IV. Изображение: National Gallery of Art / nga.gov Маркиза де Помпадур. Работа Франсуа Буше, 1750-1758. Национальная галерея Шотландии / Wikipedia Самая известная из девушек, прошедших через «Олений парк», - 15-летняя ирландка Луиза О`Мёрфи. Франсуа Буше. Музей Вальрафа-Рихарца / Wikipedia

Мы по привычке приписываем женщинам должную скромность, совершенно забывая об их личных потребностях. Общество и в самом деле заставляло (да и заставляет) абсолютное большинство девушек соответствовать определенному моральному коду. Наказание за излишнюю склонность к интимным приключениям карается как минимум остракизмом - и бедняжкам приходится идти по жизни, скрывая свои истинные желания.

Но те, кто сумел достигнуть высокого положения, могли позволить себе послать такую приторную мораль куда подальше. Эти царственные красотки вошли в мировую историю как самые развратные женщины планеты - а ведь они всего лишь делали то, что в мужской вселенной почитается за доблесть.

Клеопатра

Никто не помнит, как звали великих фараонов, зато легкий нрав Клеопатры вошел в историю. Безусловно, ради этой искусной и хитрой красотки Цезарь, а затем и Марк Антоний были готовы пойти на все, даже не пытаясь укротить ее нрав. Да что там цезари, люди соглашались на смертный приговор после ночи с Клеопатрой!

Княжна Салтыкова

Мужчины в форме будут всегда привлекать женщин. Марья Алексеевна Салтыкова считала солдатиков ну очень соблазнительными, а потому проводила все свободное время прямо в казармах. Княжна по ночам рядилась в мужской наряд и пробиралась к гренадерам - те, конечно, были рады до смерти.

Маркиза де Помпадур

Кто еще думает, что внешность не главное качество человека? Жанна Пуассон выстроила план своей жизни, отталкиваясь только от этого козыря. План, собственно говоря, был довольно прост: встретиться с королем и вскружить ему голову - из таких сетей еще никто не уходил. Людовик XV двадцать лет держал маркизу де Помпадур в фаворитках, особенно хваля ее организаторские способности. Девушка знала, что мужчине всегда нужны новые трофеи, и выстроила для короля целый замкобордель.

Графиня Дюбарри

Монастырская келья не очень-то привлекала Мари Бекю, и потому взбалмошная девчонка сбежала из родных стен аббатства еще в 13 лет. В Париже Мари с удовольствием занялась проституцией и стала модисткой. Граф Дюбарри забрал очаровательную развратницу с улиц в свой замок, да на свою беду похвастал юной красоткой королю. Людовик XV был настолько очарован, что перевез ее к себе. На милую привычку Мари принимать ухажеров за деньги Людовик смотрел сквозь пальцы - подумаешь, с кем не бывает.

Мессалина

Римскому императору Клавдию досталась самая развратная «первая леди» за всю историю. Мессалина не пропускала ни одного симпатичного легионера, а когда и этого стало не хватать, просто завела целый публичный дом. Тацит удостоил нравственность Мессалины места в одном из своих исторических очерков. Великий философ с удивлением описывает странное состязание между императорской женой и жрицей любви: девушки поспорили, кто осчастливит больше мужчин за одну ночь. 25 к 50 - победа Мессалины за явным преимуществом.

Мария-Антуанетта

Муж юной Марии-Антуанетты страдал импотенцией, чего девушка терпеть не собиралась. На каждом балу царственная куртизанка собирала поклонников, с которыми проводила ночи в укромных и не очень уголках дворца.

Иоанна Неаполитанская

Переполненный эротикой «Декамерон» читал 17-летней королеве сам Боккаччо, что, может, и повлияло на повышенный интерес Иоанны Неаполитанской ко всему плотскому. От прочих царственных развратниц Иоанна отличалась любовью к нескольким партнерам в одной постели.

Елизавета Петровна

Еще до вступления на престол Елизавета Петровна прославилась своим свободным нравом. В свиту она набирала статных мужчин, не обращая внимания на их статус: солдаты, пажи, музыканты и прочие получали титулы уже после первой ночи в царском будуаре. Под конец похождения Елизаветы Петровны возмущали даже прожженных куртизанок - где это видано, чтобы сразу четверо любовников жили в одном дворце и сменяли друг друга в спальне по очереди. Правление Екатерины II отмечено рядом скандалов интимного толка. Еще в молодости количество постоянных любовников царицы переваливало за три десятка. Взойдя на престол, Екатерина стала чуть более разборчивой: теперь каждого кандидата в постельные друзья проверяли ее личные фрейлины. Князь Потемкин, кстати, сделал на безудержном нраве царицы неплохое состояние - за сто тысяч рублей он обеспечивал потенциальному фавориту личную встречу с Екатериной. Сальвадор Дали считал жену музой, без которой искусство немыслимо. Может быть, все дело именно в раскрепощенном характере? Может, он заставляет мужчин действовать? Урожденная Елена Дьякова не поменяла своих пристрастий даже в браке с гением. Дали позволял Гала выбирать любовников и соблазнять друзей, чем муза и занималась все свободное время.

Правление династии Романовых началось с показательной казни трехлетнего ребенка и закончилось расстрелом целой семьи.

Между этими злодействами пролегли столетия, полные диких и разнузданных картин. Заговоры, пытки, убийства, измены, похоть и оргии – вспомните известные факты и удивитесь тому, чего не знали.

Михаил Федорович (с 1613 по 1645)

Первого из Романовых венчали на царство в 16 лет, и на тот момент он едва умел читать. На следующий же год по его указу в Москве повесили трехлетнего сына Марины Мнишек – якобы внука и наследника Ивана Грозного, которому успели присягнуть отдельные города. Это было после тяжелой Смуты, и страх перед новыми возможными самозванцами вынудил устранить конкурента публично.

Алексей Михайлович (1645-1676)

Отец будущего императора Петра Великого был религиозным маньяком, иногда молился по шесть часов кряду и расправлялся с теми, кто пропускал церковную службу: не спрашивая о причинах, приказывал бросать их в ледяную реку.

Петр I (1682-1725)

Прижизненный портрет 44-летнего Петра, художник Антуан Пэн

В истории описано много страшных сцен, когда Петр показал себя буйным, нечеловечески жестоким и неадекватным до безумия. Вот лишь некоторые факты.

Стрелецкие казни. 26-летний Петр самолично рубил головы при огромном стечении толпы и заставлял браться за топор каждого из своей свиты (разве что иностранцы отказывались, оправдываясь тем, что боятся навлечь на себя ненависть русских). Массовые казни фактически превратились в грандиозное шоу: толпе бесплатно наливали водку и та ревела от восторга, выражая лихому государю преданность и любовь. В пьяном угаре царь тут же приглашал в палачи всех желающих, и многие соглашались.

«Утро стрелецкой казни», Василий Суриков

Смерть царевича Алексея. Остро конфликтуя со старшим сыном, Петр заставил его отречься от престола и принялся рьяно расследовать его проступки, для чего специально создал Тайную канцелярию. 28-летнего Алексея осудили на смерть за измену и уже после приговора подвергли пыткам в тюрьме: в присутствии отца он получил 25 ударов кнутом. По некоторым сведениям, от этого и умер. А Петр на следующий день шумно пировал, с оркестром и фейерверками, по случаю годовщины Полтавской битвы.

«Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», Николай Ге

Казнь любовницы. На следующий же год Петр отправил на плаху свою бывшую любовницу, одну из самых красивых фрейлин при дворе Марию Гамильтон (Гамонтову), узнав, что та дважды спровоцировала выкидыши, а третьего младенца удавила. Хотя на тот момент она уже жила с другим, царь, по-видимому, подозревал, что дети могли быть и от него, и пришел в ярость от такого «душегубства». На казни он повел себя странно: поднял отрубленную голову Марии, поцеловал и преспокойно принялся читать народу лекцию по анатомии, показывая затронутые топором органы, после чего снова поцеловал мертвые губы, бросил голову в грязь и уехал.

Мария Гамильтон перед казнью», Павел Сведомский

Анна Иоанновна (1730-1740)

Племянница Петра I, как и он сам, была большой охотницей до развлечений с участием карликов и «дураков» – придворных шутов. Если многие из них и правда отличались остроумием, то выдумки самой императрицы, приводившие ее в бурное веселье, были скорее похабными.

Как-то раз, например, один из ее любимцев, итальянский скрипач Пьетро Миро, прозванный Педрилло (Петрилло, Петрушка), отшутился от попытки высмеять его некрасивую жену, заявив, что его «коза» беременна и скоро принесет «козлят». Анне Иоанновне тут же пришло в голову уложить его в постель вместе с настоящей козой, одетой для смеха в пеньюар, и заставить весь двор подносить им подарки. Угодивший своей хозяйке Педрилло только в этот день обогатился на несколько тысяч рублей.

«Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», Валерий Якоби (Педрилло слева, изображен со скрипкой, в центре картины в желтом кафтане выпрыгивает выше всех знаменитый шут Балакирев)

Императрица вообще обожала всякие непристойности, особенно сплетни и рассказы порнографического свойства. Зная об этом, ко двору присылали специально отобранных девиц, способных вести такие разговоры и выдумывать все новые и новые истории с пикантными подробностями.

Елизавета Петровна (1741-1762)

Дочь Петра I с детства слыла красавицей и только и делала, что развлекалась, да занималась собственной внешностью, оставшись почти необразованной. Она никогда не читала и даже в зрелом возрасте не знала, что Великобритания – это остров.

Больше всего Елизавету занимали маскарады и особенно так называемые «метаморфозы», куда все дамы должны были являться в мужских нарядах, а мужчины – в женских. Причем императрица была убеждена, что у ее придворных соперниц некрасивые ноги и что в мужских лосинах все, кроме нее, выставляют себя на посмешище.

Одну из удачливых соперниц, статс-даму Наталью Лопухину, считавшуюся красавицей, Елизавета «милостиво» избавила от смертной казни, велев вместо этого выпороть кнутом, вырвать язык и сослать в Сибирь. Официально Лопухину арестовали и пытали по делу о политическом заговоре, но неофициально это была месть императрицы за отбитых кавалеров и насмешки в юности.

Наталья Федоровна Лопухина, гравюра Лаврентия Серякова

Наконец, Елизавета обрекла на жуткое существование законного наследника престола, назначенного перед смертью Анной Иоанновной. Императору Ивану VI было всего полтора года, когда дочь Петра устроила переворот и тайно велела бросить его в тюрьму, навсегда разлучив с родителями и оградив от человеческого общения. «Известный арестант», как его называли после строжайшего запрета упоминать имя, был заколот стражниками в возрасте 23 лет, уже при Екатерине II.

Екатерина II (1762-1796)

33-летняя Екатерина свергла и арестовала собственного мужа и троюродного брата Петра III, отношения с которым не сложились с самого начала. Их поженили, когда ей было 16, а ему 17 лет. По одной из версий, он был инфантилен чуть ли не до слабоумия и 9 лет избегал супружеского долга, якобы не зная, что делать в постели с женщиной. По другой версии (и Екатерина признавала это в биографических записках), он ее не любил и не делал попыток сблизиться. При этом открыто заводил любовниц и на одной даже собирался жениться, но умер при невыясненных обстоятельствах через 10 дней после низложения.

Коронационный портрет императора Петра III, Лукас Конрад Пфанцельт

Между тем саму Екатерину несчастное супружество сделало величайшей любовницей на российском престоле. Своего первенца, будущего императора Павла I, она родила на лишь 10-й год после свадьбы, что породило слухи, будто он не от Петра, хотя внешне на него похож. От разных любовников у императрицы было еще двое детей, причем одного она родила в полной тайне от мужа – чтобы отвлечь императора и увести из дворца, ее верный камердинер устроил пожар в собственном доме.

Современная картина «Триумф Екатерины», Василий Нестеренко (по правую руку от императрицы ее знаменитый фаворит князь Григорий Потемкин)

Последнего фаворита «развратная императрица» завела в 60 лет: им стал 21-летний дворянин Платон Зубов, которого она несказанно обогатила и который через пять лет после ее смерти участвовал в убийстве ее сына Павла I.

Платон Александрович Зубов, художник Иван Эггинк

Александр I (1801-1825)

23-летний внук Екатерины пришел к власти в результате заговора против собственного отца: он был убежден, что если Павла не свергнуть, тот погубит империю. При этом Александр не допускал убийства, но исполнители – разгоряченные шампанским офицеры – решили иначе: посреди ночи нанесли императору мощный удар в висок золотой табакеркой и задушили шарфом. Александр, узнав о гибели отца, зарыдал, и тогда один из главных заговорщиков произнес по-французски: «Хватит ребячиться, ступайте царствовать!»

Александр II (1855-1881)

Взойдя на престол, Александр, живший до того в счастливом многодетном браке, стал заводить фавориток, от которых, по слухам, имел внебрачных детей. А в 48 лет начал тайно встречаться с 18-летней княжной Катей Долгоруковой, спустя годы ставшей его второй женой.

Сохранилась их обширная эротическая переписка – возможно, самая откровенная от лица главы государства: «В ожидании нашего свидания я опять весь дрожу. Я представляю твою жемчужину в раковине»; «Мы обладали друг другом так, как ты хотела. Но должен тебе признаться: я не успокоюсь до тех пор, пока вновь не увижу твоих прелестей…»

Рисунок императора: обнаженная Екатерина Долгорукова

Николай II (1894-1917)

Самой страшной тайной была и остается гибель семьи последнего российского императора.

Еще много лет после расстрела в подвале без суда и следствия советские власти врали всему миру, что убит только Николай, а его жена, четыре дочери и сын живы-здоровы и «перевезены в надежное место, где им ничто не угрожает». Это породило популярные слухи о якобы спасшихся княжнах и царевиче Алексее и способствовало появлению громадной армии авантюристов-самозванцев.

В 2015 году по настоянию Церкви расследование гибели царской семьи начали «с чистого листа». Новая генетическая экспертиза подтвердила подлинность останков Николая II, императрицы Александры Федоровны и трех великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, найденных под Екатеринбургом в 1991 году и захороненных в Петропавловском соборе.

Реконструированные по останкам лица Николая II и княжны Анастасии

Затем их начали сличать с генетическими материалами Алексея и Марии, найденными в 2007-м. Сроки их захоронения зависят от готовности Церкви признать останки.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Так называемый "галантный век" поистине являлся не только веком абсолютизма, но и веком полной половой распущенности и разврата, охватившего все слои общества и прежде всего французскую аристократию. Причем чем более был знатен тот или иной дворянский круг, тем более он был распутен. Как отмечает Эдуард Фукс в своей книге "Иллюстрированная история нравов: Галантный век": "Чем выше мы поднимаемся, тем больше накапливается грязи, при дворах она достигает размеров настоящей горы".


Хронологически здесь на первом месте стоит двор Людовика XIII . Однако пример всеобщего разврата подавал не сам король, отличающийся гомосексуальными наклонностями, а первый сановник государства кардинал Ришелье и королева Анна Австрийская .

Если знаменитый Ришелье имел бесконечный ряд самых грязных связей, то королева до преклонных лет была весьма доступна ухаживаниям преданных ей придворных. Вероятнее всего, не Людовик XIII, а один из придворных, граф Ривьер, и был настоящим отцом Людовика XIV.

В лице же Людовика XIV , как утверждалось выше, не только абсолютизм, но и неотделимый от него разврат достиг своего наибольшего блеска, если это слово уместно в данном случае.

И дело вовсе не в том, что на протяжении всей своей жизни Людовик XIV был окружен фаваритками. За 60 лет любовных приключений у этого короля было всего шесть фавориток, поэтому по сравнению с основателем французской династии Бурбонов - Генрихом IV, имевшим более 60 метресс, "Король-Солнце" вполне может быть назван "добродетельным".

Более важным для оценки нравов, господствовавших при дворе Людовика XIV, имеет то обстоятельство, что всякая появлявшаяся там дама становилась предметом султанских вожделений короля, что все его родственники и сановники должны были делиться с ним своими женами, разумеется, если последние представляли для короля интерес. Впрочем, для этого не требовалось многого, так как Людовик XIV был явным эротоманом, который видел в женщине только сексуальный объект и которому поэтому нравилась любая женщина. Как свидетельствовала герцогиня Елизавета Шарлотта, "королю нравилась всякая, лишь бы на ней была надета юбка".

Людовик XIV


Такова была схема любовной жизни всего французского высшего света, где то, что теперь называется "свингерством", было совершенно рядовым явлением. Мужчины обыкновенно имели любовницами несколько дам, а большинство дам были в течение нескольких лет любовницами очень многих мужчин. Так, например, обе супружеские четы: герцог и герцогиня Люксембургские и г-н и г-жа де Буффле - жили тихо и мирно в четырехсторонней связи.
Обычным явлением была связь одновременно с матерью и дочерью, с отцом и сыном. Современники считают наиболее характерной чертой эпохи, что не только мужчины всецело отдавались служению дамам, но и никогда им так не везло в этом отношении, так как женщины прямо бегали за ними. В письмах герцогини Орлеанской можно найти десятки убедительных примеров. Так, она пишет о маркизе Ришелье: "Маркиза однажды легла в постель к дофину, хотя он вовсе и не просил ее об этом" . Другой такой случай она сообщает о даме, которая так поступила с ее сыном.
Своего высшего развития разврат достиг в аристократическом кружке, группировавшимся вокруг герцога Орлеанского Филиппа II , премянника короля Людовика XIV и будущего регента. Этот представитель придворного разврата получил должную оценку в эпитафии, предназначавшейся общественным мнением для могилы его матери: "Здесь покоится мать всех пороков" . Под эгидой герцога Орлеанского недавняя вакханалия превращалась во всеобщую оргию.



Эта оргия началась с назначения регентства, то есть в 1715 году, быстро стала обычным состоянием аристократии, а участие в ней доставляло славу и удовлетворяло честолюбие. Отныне заниматься любовью стало модным публично. Разнузданность достигла необычайных границ. А в центре этого высокопоставленного вертепа стоял регент Франции, за 8 лет своего регентства издавший всего один закон, который гласил: "Будем развлекаться!"

Под этим развлечением подразумевались самые скотские способы. Все стало идти ускоренным темпом: утром люди видятся в первый раз, а вечером уже начинается беспорядочный секс.

Мать герцога однажды заметила сыну, что он относится к женщинам так, как будто хочет сходить на горшок.

Для дамы этого времени не существовало высшего комплимента, чем обращенные прямо к ней слова: "Я хочу с вами спать" .




Предлагая однажды вечером, в присутствии многих свидетелей, свою карету одной даме, некий виконт Полиньяк обращается к ней: "Я хотел бы, чтобы моя карета была постелью и я мог бы лечь в нее вместе с вами" . А дама отвечает: "Я приняла бы ваше предложение только в том случае, если бы вы мне обещали не засыпать ни на одну минуту, пока я с вами в постели".


Главным центром оргий был Королевский дворец (Palais Royal), выстроенный герцогом Орлеанским посреди Парижа. Но и в других местах умели развлекаться. В частных салонах в Сен-Клу часто проводились так называемые "праздники Адама", в которых дамы "из лучших фамилий" участвовали в костюме Евы.

Кульминационной точкой этих праздников был обыкновенно всеобщий обмен дамами для группового секса.


Подобные оргии продолжались и при Людовике XV , и при Людовике XVI . При этом в моду входят самые извращенные способы сексуального удовлетворения: изнасилование девочек, инцест, педерастия, развлечения в духе патологических бредней маркиза де Сада.
К числу наиболее распространенных и наиболее пикантных удовольствий относилось наблюдение, иногда тайное, а часто явное, над тем как любовница или жена удовлетворяют любые самые дикие прихоти друга или приятеля, приглашенного специально с этой целью.



Интересно и то, что этот всеобщий разврат совершенно не являлся ни для кого секретом и открыто обсуждался во всех слоях французского общества, причем даже среди детей, что не могло не привести к культу ранней половой зрелости, когда первые сексуальные опыты начинались еще в детском возрасте. Многочисленная мемуарная литература тех времен явно об этом свидетельствует.


Так, магистр Лаукхарт сообщает, что его практическое посвящение в мистерии любви последовало, когда ему было 13 лет, причем его в них посвятила опытная в вопросах любви служанка. Ретиф де ла Бретон рассказывает в своих мемуарах, что его первый сексуальный опыт состоялся, когда ему не было и 11 лет, а к 15 годам он уже сделал солидную карьеру соблазнителя. Мадемуазель Бранвилье потеряла свою невинность, когда ей было 10 лет, балерина Корчечелли становится 10-летней любовницей Казановы, вступавшего потом неоднократно в более или менее продолжительные связи с девочками от 10 до 12 лет.
Сами девушки, еще совсем дети, с нетерпением ждут, когда же они, наконец, расстанутся с невинностью. Это становится даже темой народный песен и стихотворений. Так, в "Девичей песне" Даниэля Штоппа (1728 г.) девушка жалуется, что ей идет уже двенадцатый год и все приходится ждать - не расставить ли ей самой сеть?

И мы еще что-то говорим о современной сексуальной эмансипации нашей молодежи!

Конечно такая сексуальная развращенность не была исключительно французским явлением эпохи "галантного века". Подобное можно было в то время наблюдать практически при всех европейских королевских дворах. Напимер, в "Интимных письмах господина фон Кёльна" так говорится о домах высшего общества Берлина: "В известнейших публичных домах вы найдете настоящих весталок по сравнению со многими знатными берлинскими домами, задающими тон в обществе".


Но все же, Франция в этом, несомненно, лидировала. А когда "галантный век" закончился Французской революцией 1789 года, и французские аристократы массово побежали в эмиграцию, спасаясь от ножа гильотины, они в значительной степени поспособствовали нравственному разложению тех мест, которые стали центрами их эмиграции.



Так в западногерманском городе Кобленце (Рейнальд-Пфальц), ставшим в конце XVIII века одним из таких центров при пособничестве французских эмигрантов разврат достиг вполне французского уровня. В автобиографии магистра Лаукхарта всречается следующее место: "Сделался я и свидетелем той ужасающей порчи нравов, причиной которой были эмигранты. "Здесь в Кобленце, - заметил мне один честный старый триестский унтер-офицер, - вы не найдете невинной девушки старше двенадцати лет. Проклятые французы хозяйничали здесь так, что просто позор". И это именно так: все девушки и женщины, не исключая и старых ханжей, так и набрасывались на мужчин. Как раз напротив монастыря, где я жил, был винный погребок, и три хозяйские дочки привлекали французов массами. Однажды я также вошел с одним эмигрантом. Три нимфы сидели у французов на коленях и с величайшим удовольствием выслушивали их скабрезности. Вскоре явилось еще несколько девиц и началось нечто такое, что превосходит даже нравы знаменитых берлинских домов терпимости. Парочки уходили и вновь возвращались, как будто ни в чем не бывало".
Может возникнуть вопрос: а куда же смотрела христианская католическая церковь , которая казалось бы должна была грудью встать на защиту нравственности?
Но, увы, церковь смотрела в том же направлении, что и развратная аристократия. Монастыри, в особенности женские, превратились в настоящие дома разврата. Суровые орденские уставы часто были только маской, за которой скрывался все тот же "галантный век". Монахини не только участвовали в оргиях, но и часто сами устраивали их, причем нередко прямо в стенах монастырской обители.

При этом аббатиссы не только не препятствовали разгульной жизни в своих монастырях, но и сами подавали пример разврата. Так, пфальцгерцогиня Луиза Олландина, возглавлявшая монастырь в Монбюйссоне, произвела на свет 14 детей, что особенно интересно, от разных отцов, чего ничуть не стыдилась, а открыто гордилась своей плодовитостью.

Вот такой в нравственном отношении была эпоха, которую принято называть "галантным веком", а ее конец - "эпохой Просвещения".

При подготовке поста была использована книга немецкого историка Эдуарда Фукса 1913 года "Иллюстрированная история нравов: Галантный век" (М., 1994) и иллюстрации французского художника Эдуара Анри Авриля (1849 - 1928), более известного как Поль Авриль , Поля Эмиля Бека , а также других авторов.

В качестве приложения еще несколько эротических иллюстраций Поля Авриля, посвященных античной эпохе, но, как я думаю, навеянных нравами прошлого для него "галантного века".