Слово «рэп» произошло от английского rap, rapping, которое обычно переводят как «стук, удар». Не сложно провести аналогию между стуком (и отстукиванием ритма) и ритмичностью произнесения текстов песен. Конечно, существуют, также, и теории о том, что рэп это ни что иное, как аббревиатура. Так, его расшифровывали и как «Radical American Poetry» (Радикальная американская поэзия), и как «Rhythm and Poetry» (Ритм и поэзия) … да как только не расшифровывали, но такие теории возникли у неанглоязычного населения, да, и слово никогда не писалось заглавными буквами, поэтому первое определение рэпа наиболее точно отражает всю его суть.

А благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979) появилось и получило распространение, также, и слово «рэппер». Раньше, еще до появления современного названия исполнителей рэпа, их называли спиннерами. Это название берет свои корни от английского spin - вращать - изначально работа рэппера сводилась к манипуляциям с диском проигрывателя.

Но хватит терминов. Что же такое рэп и в чем его суть? Так вот, рэп является формой танцевальной музыки, для которой характерны короткие музыкальные фразы, простые гармонии и рваный ритм. В своем современном виде рэп появился в 70-х годах. Местом его рождения стал Амерниканский Бронкс, а прародителями - черное население страны. Но «завезли» рэп в Америку заезжие Ямайцы. Именно симбиоз африканских традиций и ямайской музыки привел к тому, что в 70-е годы и стали именовать рэпом.

На распространение рэпа оказало огромное влияние негритянское любительское радио, по которому то и дело крутили этот вид музыки. В те годы Афро-Американцы были сильно ограничены в правах по сравнению с белым населением, вплоть до того, что существовали заведения только для белых. Поэтому чернокожие развлекались, как могли, в том числе и активно читали рэп. Но больше для удовольствия, а не ради выгоды.

Поначалу, рэп звучал в черных клубах Нью-Йорка. На этой музыке специализировались, в основном, диск-жокеи, которые отбирали репертуар для танцев. В это время для его исполнения не требовались даже минимальные музыкальные навыки. Кроме того, рэп - это чуть ли не единственное направление музыки, в котором отсутствовал вокал, его заменяла особая форма пения - речитатив.

Позже, в 1977 году, рэп достиг улиц и превратился в брейк-данс. А увлечение молодежи музыкой Parliament, Chic, Sly And The Family Stone и Джеймса Брауна, привело к тому, что произошло слияние рэпа с некоторыми другими стилями, в которых, также, работали данные исполнители.

Вскоре рэп вышел за пределы гетто и стал постепенно завоевывать умы белых американцев. А такие исполнители, как Айс-Кьюб, Айс-Ти, Run DMC и Public Enemy внесли значительные изменения в стилистическую окраску этой музыки, что привело к использованию некоторых его элементов во всех направлениях рока, от техно до хард-рока и от хауза до соул.

Но рэп пошел еще дальше, чем просто завоевал белое население Америки, он стал завоевывать и остальной мир, вплоть до того, что докатился и до России. Так, в 80-х годах, с появлением в СССР первых дискотек и диск-жокеев, стало распространяться и это музыкальное направление. И именно рэпу и его влиянию мы обязаны песне Сергея Минаева «Карнавал», которая содержит в себе некоторые его элементы.

Рифмованные куплеты

Среди любителей музыки найдется немало и таких, которые являются поклонниками ритмичного речитатива под названием рэп. Как зародилось это направление и кто был самым первым рэпером в мире?

Рэп появился чуть более 40 лет назад. Возник он в начале 1970-х гг. в южных районах американского Бронкса, то есть там, где проживали афроамериканцы, поэтому не случайно исполнение рифмованных речевок по сей день остается прерогативой чернокожих. Родоначальником этого направления считают ямайского диджея Кула Герка (Клайва Кэмпбелла) . Кул в конце 1960-х гг. переехал в Нью-Йорк и стал одним из первых диджеев в Бронксе.

Со своей родины первый репер привез с собой так называемую ямайскую традицию «зажигания»: на ходу сочинял рифмы и выкрикивал их под минусовку рэгги. Поскольку людям нравилось то, что он делал, это нововведение подхватили и другие диджеи, читая под музыку незамысловатые рифмованные куплеты собственного сочинения, обращённые к аудитории. Новое движение тут же обрело свое название, однако в то время оно называлось не rap, а Mcing.

Распространение рэпа

Распространению рэпа в большой степени поспособствовало любительское негритянское радио, крутившее музыку, которая была в то время популярна у афроамериканцев, и новое движение начало обретать все больше поклонников. Название стиля и его исполнителей – рэп и рэперы, соответственно, – прочно закрепилось за направлением в 1979 г. , когда появился сингл группы The Sugarhill Gang под названием «Rapper’s Delight».

Кстати, именно эту композицию принято считать самым первым рэпом, поскольку она содержала в себе типичные рифмы и основополагающие темы современного хип-хопа: детали бытовой жизни, секс, состязания эм-си, ерничество, показное тщеславие. Так как широкая американская публика впервые узнала о существовании рэпа с появлением этой группы и их дебютного сингла, Джек Гибсон, бывший радиоведущий, а теперь основатель и солист The Sugarhill Gang, был официально удостоен звания самый первый репер в мире. Позднее Джек Гибсон стал организатором одного из самых первых, посвященных рэпу, конвентов.

Искусство 21 века

Очень часто, особенно в разговорной речи, термин «хип-хоп» используют в качестве синонима для обозначения стиля рэп, однако это не совсем правильно. Хип-хоп – это музыкальная форма, одним из элементов которой является рэп, и в не такие уж и далекие 1980-е гг. он, действительно, появился для обозначения всего жанра. Однако в XXI веке рэп превратился в настоящее искусство, у которого множество граней и в наши дни ритмичный речитатив широко используется и в других музыкальных стилях: драм-н-бэйс, альтернативный рок, современный ритм-энд-блюз, ню-металл, раггамаффин, поп-рэп, его можно услышать даже в некоторых направлениях хардкор-музыки, поэтому считать «рэп» и «хип-хоп» синонимами будет не совсем правильно.

Динозавры движения

«Динозаврами» движения, которые внесли неоценимый вклад в становление рэпа и хип-хопа, считают, прежде всего, Грэндмастера Флэша и Африку Бомбату, невероятно популярных исполнителей 1980-х гг. , однако сейчас их творчество уже относится к «олд-скул». Современные исполнители, например, Eminem, Jay-Z, 50 Cent и другие читают уже совершенно иной рэп, который сильно отличается от того, что был в самом начале, рэп как направление зажило уже совершенно другой, новой жизнью.

Остается сказать, что в Россию рэп пришел в 1980-е, когда в СССР стали популярны дискотеки, а деятельность диджеев начала развиваться. Ну а самый первый рэп-альбом был записан в Куйбышеве в 1984 г. диджеем Александром Астровым.

Реп относительно молодое музыкальное направление, но прочно укоренилось в современную, культуру породив десятки героев, и никуда не собирается исчезать. Довольно трудно выбрать несколько лучших певцов и команд хип-хоп сцены, но мы все таки рискнем представить десять лучших реперов, куда вошли наши современники и представители старой школы, стоявшие у истоков репа.

Ice Cube считается одним из самых великих реперов всех времени и народов который начинал в составе группы N.W.A., став автором большинства её песен, а потом продолжил карьеру как соло исполнитель. Первый сольный альбом AmeriKKKa’s Most Wanted сразу стал хитом, став его планкой, ниже которой он никогда не опускался.


Конечно же, десятка лучших реперов не могла обойтись без Snoop Dogg. Музыканту помог подняться на вершину хип-хоп сцены его хороший приятель Dr. Dre. Выделяется на фоне других реперов довольно спокойным лирическим стилем исполнения песен.

Представитель старой школы репа, ставший символом 80-х хип-хоп сцены, а его песня Mama Said Knock You Out стала настоящей классикой. LL Cool J оказался не только талантливым репером, но и неплохим актером, телеведущим и бизнесменом владеющим брендом собственной одежды, совладельцем нескольких звукозаписывающих лейблов.

7. Kurtis Blow (Кёртис Блоу)

Кёртис Блоу стал пионером который сделал реп музыку популярной и доказал что на ней можно зарабатывать деньги. Именно он стал крестным отецом старой школы репа. Если вы не согласны берем и слушаем The Breaks.

6. Rakim (Раким)

Раким представитель старой школы, ставший в один момент знаменитым после записи мега хита Paid in Full который сразу попал в десятку самых популярных песен на радиостанциях. Именно его четкое артикуляция и сложные тексты, которые он доводил до идеала неделями, оказала сильное влияние на современное поколение реперов.

Это не один человек, а группа, стоявшая у истоков хип-хопа определившая современный облик репа, которые смело, сочетали различные стили. Они первые рискнули выпустить альбом с песнями, который сразу стал хитом. Именно они помогли вернуться обратно на сцену Aerosmith записав с ними песню Walk This Way в 1986 году. Настоящая старая школа, которая вернулась обратно на сцену снова собирает целые залы, заводя их.

4. Eminem (Эминем)

Единственный белый попавший в десятку лучших реперов мира. На большую сцену ему помог попасть Dr. Dre, а дальше все сделал талан, тексты на больны для общества темы и неповторимый стиль исполнения текста Эминема.

3. The Notorious B.I. G.

Notorious B.I. G. также известный как Biggie, был королем репа восточного побережья. Ранняя смерть не дала стать ему номером один в мире репа, но все равно это одна из легенд мира хип-хопа. Во время траура несколько сотен радиостанций по всей Америке почтили его память 30 секундным молчанием.

2. Jay-Z

Новый король репа восточного побережья, выбившийся из самых низов и заработавший состояние в полмиллиарда долларов. Его манера и стиль исполнения неповторим за что его любят миллионы людей по всему миру.

Думаю, вы уже догадались, кто считается репером номер один в мире, король западного побережья 2Pac. Он был убит молодым в 25 лет, по слухам его заказал Notorious B.I. G. король репа восточного побережья, но все равно вошел в сотню лучший исполнителей всех времен и народов, только при жизни продав более 75 миллионов альбомов.

Всемирно известное издание Billboard, регулярно публикующее рейтинги самых богатых и успешных людей, составило топ лучших рэперов мира за всю историю существования хип-хопа.

Топ «рэперы мира», по мнению издания, выглядит так:

Список «рэперы мира» был бы совершенно невозможен без этого парня. Кристофер Джордж Латор Уоллес, больше известный как The Notorious B.I.G., Biggie или же Biggie Smalls, родился в Бруклине, Нью-Йорк. Его первый альбом под названием Ready to Die вошел в список самых культовых: именно с него началось господство хип-хоп культуры в Нью-Йорке, а сам город в итоге начали называть меккой и родиной хип-хопа.

Артист был лидером Восточного побережья, который противоборствовал с Западным побережьем в лице его лидера Тупака Шакура. В 1997 году The Notorious B.I.G. был убит из огнестрельного оружия в результате уличной стрельбы. Через 16 дней после гибели мир увидел вторую пластинку исполнителя – Life After Death, которая впоследствии получила бриллиантовый сертификат, говорящий о том, что тираж разошелся в количестве более 10 млн копий.

Jay Z

Шон Кори Картер – один из самых успешных представителей рейтинга «рэперы мира». Его 13 пластинок возглавляли рейтинги все того же Billboard. Если бы не еще более ошеломляющий успех The Beatles, Jay Z побил бы абсолютный рекорд по количеству альбомов, удостоившихся лидирующих позиций чарта.

Артист начал карьеру в далеких 1990-х, в то время он выступал с The Notorious B.I.G. Примечательно, что манера исполнения у Jay Z основана на чистом экспромте. Он засветился в запоминающихся дуэтах с Мэрайей Кэри и теперешней супругой Бейонсе. В данный момент артист кроме музыки занимается бизнесом – является совладельцем нескольких клубов и выпускает собственную линию одежды.

Маршалл Брюс Мэтерс – артист, без которого был бы невозможен любой топ рэперов. Это один из самых востребованных и продаваемых артистов в мире, в том числе, журнал Rolling Stone отвел ему почетную 83 строчку в списке 100 самых великих артистов мира. Это же издание присвоило Эминему звание Короля хип-хопа, и не зря: артист продал более 100 млн копий своих релизов по всему миру.

Кроме музыки, Эминем ведет и другую активную деятельность. Имеет собственную радиостанцию, владеет музыкальным лейблом, снимается в кино и стал первым рэпером мира, который удостоился Оскара за лучший трек к фильму («Восьмая миля» – прим. ред .).

Rakim

Вильям Майкл Гриффин-младший в своем творчестве отражает идеологию, которой был увлечен с ранних лет. Он принадлежал организации «Нация ислама», основная деятельность которой заключалась в расистском отношении к белым людям и к государству в целом. Тексты песен Ракима так или иначе обращаются к тематике исламской религии, а Аллах, по утверждению самого артиста, уберег его от необдуманных действий – драк и воровства.

В своем творчестве Раким отходит от популярной в 1980-х годах техники исполнения в духе импровизации. Его авторский стиль, многочисленные рифмы и их новаторское применение сделали его одним из первых исполнителей, чьи композиции звучали плавно и медленно. В то время как его коллеги по сцене были полны энергии, голос этого артиста, входящего в топ рэперов, звучал джазово, почти гипнотически. Rakim выпустил 7 альбомов (4 из которых совместно с Eric B). Его альбом Paid in Full вошел в рейтинг 500 самых великих альбомов по версии издания Rolling Stone.

Насир бин Олу Дара Джонс – считается наиболее успешным и выдающимся артистом жанра хип-хоп, мировое сообщество даже присвоило его альбому Illmatic звание величайшего в истории. Релизы артиста разошлись по миру тиражом в более чем 25 млн копий. Nas обязан старту своей успешной карьеры студии Columbia Records, подписав контракт с которой ему выпала возможность поучаствовать в саундтреке к фильму Оливера Стоуна Zebrahead. Талант артиста был замечен и высоко оценен публикой, после чего началось успешное восхождение звезды и присутствие в рейтингах лучших рэперов мира.

Примечательно, что Nas долгое время имел конфликт с другой звездой мировой величины – Jay Z, утверждавшим, что творчество Насира поддельное. Однако в 2005 году знаменитости объявили о перемирии, а Nas заключил многомиллионный контракт с лейблом Def Jam Records под управлением все того же Jay Z.

Андре Лоуренс Бенджамин активно проявляет себя в разных творческих ролях: выступает в составе популярного рэперского коллектива OutKast, который он основал в 1991 году, играет в кино, является музыкальным продюсером и дизайнером собственной линейки одежды – Benjamin Bixby.

Музыкальные критики тепло отзывались о творчестве коллектива, однако настоящую популярность и любовь миллионов людей парням принес трек Ms. Jackson из альбома Stankonia.

Единственная женщина, которая удостоилась чести быть представленной в данном рейтинге лучших рэперов.

Лорин Ноэль Хилл выступает в жанре нео-соул и ее творчество имеет ошеломительный успех. Подтверждением тому стал факт, что к 25 годам девушка 8 раз становилась обладательницей престижной премии Грэмми.

Артистка начинала свою карьеру в составе популярной группы The Fugees, которая впоследствии распалась, а участники занялись сольными проектами. Дебютный альбом Лорин The Miseducation of Lauryn Hill принес исполнительнице положительные отзывы критиков. По их мнению, манера исполнения артистки смягчила границы между такими музыкальными жанрами как соул, регги и хип-хоп.

Именно благодаря этому альбому Lauryn Hill впервые в истории премии Грэмми была номинирована на 10 категорий и победила в пяти из них.

Денис Коулз известен как участник популярного коллектива Wu-Tang Clan. Ошеломляющий успех группы дал зеленый свет всем ее участникам, которые начали выпускать сольные проекты с той или иной степенью популярности.

Ironman – именно так назывался первый сольный альбом артиста Ghostface Killah. Пластинка получила одобрение критиков, после чего последовали не менее успешные релизы Supreme Clientele и Fishscale. В 2006 году исполнитель удостоился звания лучшего МС всех времен по версии MTV и попал в топ рэперов престижного издания Billboard.

Кендрик Ламар Дакворт – успешный хип-хоп артист, чьи совместные работы с такими именитыми исполнителями как Busta Rhymes, Snoop Dogg, Lil Wayne были высоко оценены как публикой, так и критиками. Последние, кстати, называют его новым Королем Западного побережья, что вполне оправдывает его присутствие в списке «рэперы мира».

Самой успешной пластинкой оказался третий альбом под названием To Pimp a Butterfly. Релиз имел столь большой успех, что оказался на первом месте в списке лучших альбомов 2015 года таких мировых изданий как The New York Times и Rolling Stone. Кроме того, артист на протяжении своей карьеры успел получить 7 статуэток Грэмми.

Дуэйн Майкл Картер-младший считается одним из самых продаваемых артистов, выступающих в жанре хип-хоп. Артист начал увлекаться музыкой с раннего детства и уже в 9 лет стал участником лейбла Cash Money. Позже Lil Wayne в содружестве с другими исполнителями создал собственный лейбл Young Money.

Первая пластинка артиста – Tha Block Is Hot получила статус платиновой, две последующие (Lights Out и 500 Degreez) стали золотыми. Шестой альбом исполнителя Tha Carter III укрепил его позиции на музыкальной арене и принес еще более громкий успех в виде 1 миллиона проданных копий в первую неделю продаж. Этот же альбом стал лучшим на 51 церемонии вручения премии Грэмми.

Таким видят топ рэперов всех времен создатели рейтинга Billboard. Интересно то, что список раскритиковали поклонники хип-хопа. Например, их возмутил тот факт, что в нем не нашлось место самому культовому представителю жанра – Тупаку Шакуру.

Однако рэп как речитатив используется не только в хип-хоп-музыке , но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. Достаточно часто, - особенно в связи с высокой популярностью, - рэп используется в поп-музыке , образуя поп-рэп . В рок-музыке он встречается в таких жанрах как: рэпкор , ню-метал , альтернативный рок , альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор -музыки. Поп-музыканты и исполнители современного R-n-B также нередко используют рэп в своих композициях.

Слово «рэп»

Слово «рэп» произошло от английского «rap» - стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). «To rap» также означает «говорить», «разговаривать».

Позднее возникли ошибочные теории-бэкронимы , по которым слово рэп - якобы аббревиатура. Назывались расшифровки типа «Rhythm and Poetry» (Ритм и поэзия), «Rhythmic African Poetry» (Ритмическая африканская поэзия), или «Radical American Poetry» (Радикальная американская поэзия) и т. п. Однако «rap» в английском не пишется заглавными буквами и имеет однокоренные слова - «rapping», «rapper», и тому подобные. В основном, такие ошибочные теории бытуют в не-англоязычных странах.

История

Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс , куда его «экспортировали» приезжие ямайские диджеи. В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc . Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу, в основном, диджеи . Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории.

Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979) . Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу «Джек-Рэпер». Он организовал один из первых конвентов, посвящённых рэпу.

Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается традицией чёрных кварталов. Кроме того, устраивались так называемые «баттлы» - словесные поединки, в которых два рэпера «переругивались», сохраняя рифму и ритм. Баттлы могут быть и не только руганью, это может быть подача зарифмованного текста на определённую тему.

Термин «хип-хоп» для описания жанра появился в 1980-е . Его введение приписывают то Африке Бамбате , то Грэндмастеру Флэшу . Жанр и культура хип-хоп достигли пика популярности в 1990-х годах. Также «хип-хоп» оказал серьёзное влияние на R’n’B -музыку.

Хип-хоп-музыка

Музыка хип-хоп достаточно разнообразна. Она может быть проста, но в то же время интересна и мелодична. Её основу составляет бит - ритм песни.

Обычно на каждом втором такте ставится акцент (англ. backbeat ): клэп (англ. clap ) - однократный звук, похожий на хлопок; снэр, снейр (англ. snare ) - звук ведущего барабана , чёткий и короткий. Также для бэкбита могут использоваться перкуссии (типа свистков и цепей). Также важным элементом является бас-барабан (не путать с басом) - англ. kick drum .

Партия музыкальных инструментов в хип-хоп-музыке довольно разнообразна. Она может состоять и из мелодий клавишных , духовых и из многочисленных компьютерных звуков (бас, эффекты).

Задолго до появления современного рэпа, песня в аналогичном стиле появилась в репертуаре известного итальянского певца и актёра Адриано Челентано . Ещё в начале 1970-х годов Адриано придумал и создал музыкальный номер под названием «Prisencolinensinainciusol » , в котором он исполнял речитативом фразы , написанные на вымышленном языке , по звучанию напоминавший смесь английского с итальянским . И только через десять лет этот новый музыкальный стиль перекочевал в США . Сам Челентано на концерте в СССР 1987 года заявлял, что этим номером он хотел сказать о некоммуникабельности некоторых людей .

Напишите отзыв о статье "Рэп"

Примечания

Отрывок, характеризующий Рэп

«Никому не нужен я! – думал Ростов. – Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда то дома, сильный, веселый, любимый». – Он вздохнул и со вздохом невольно застонал.
– Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть!
Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он.
На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова.

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.
– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.
Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого то важного общего движения; чувствовал, что от него что то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то то и то то, всё будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что то хорошее всё оставалось впереди.