Федеральный закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Ранее в соответствии с пунктом 30 Положения, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, размер пособия определялся в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа. В соответствии с законом, размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа, в который включаются периоды работы по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет: 100% среднего заработка для лиц, имеющих страховой стаж 8 и более лет; 80% - для лиц со страховым стажем от 5 до 8 лет и 60%, если страховой стаж составляет менее 5 лет. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка, если она имеет страховой стаж более 6 месяцев, в противном случае размер пособия не должен превышать 1 МРОТ.

Устанавливается, что федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год определяется максимальный размер пособия по нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в случаях:

1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.

При этом пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается за весь период нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности либо установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности. Инвалидам пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году, за исключением случая заболевания туберкулезом. В случае, если временная нетрудоспособность наступила в результате установленного судом умышленного причинения лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства либо вследствие совершения лицом умышленного преступления, в назначении пособия по временной нетрудоспособности отказывается. Если временная нетрудоспособность наступила вследствие заболевания или травмы, то выплата пособия за первые два дня временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств работодателя, а начиная с третьего дня - за счет средств Фонда социального страхования. В остальных случаях выплата пособия осуществляется за счет средств Фонда.

Срок обращения за выплатой пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам составляет шесть месяцев со дня восстановления трудоспособности либо окончания отпуска по беременности и родам соответственно. Работодатель назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения лица за его получением с необходимыми документами и выплачивает пособия в ближайший после назначения день, установленный для выплаты заработной платы.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к страховым случаям, наступившим после дня его вступления в силу.

1. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).

2. В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

2.1. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

2.2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

3. Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) либо территориальным органом страховщика в случаях, указанных в части 4 настоящей статьи.

4. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика.

5. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж. Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности, а также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.

5.1. В случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.

6. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 4 настоящей статьи справка (сведения) из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) отца, матери (обоих родителей) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком запрашивается страховщиком в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в распоряжении которого находятся такие сведения. Застрахованное лицо вправе по собственной инициативе представить указанную справку для назначения и выплаты пособия. Межведомственный запрос страховщика о представлении документов (сведений) направляется в течение трех календарных дней со дня поступления заявления о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 4 настоящей статьи. Срок подготовки и направления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ответа на указанный межведомственный запрос не может превышать пять календарных дней со дня поступления межведомственного запроса в указанные органы.

7. Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными частью 6 настоящей статьи, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.

7.1. Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.

7.2. В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган страховщика, назначающий и выплачивающий пособие в случаях, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи настоящего Федерального закона, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

8. Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

9. Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, осуществляется в установленных размерах территориальным органом страховщика, назначившим указанные пособия, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

10. Информация о назначении и выплате застрахованным лицам в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) доводит до Вашего сведения, что 8 декабря 2010 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан Федеральный закон № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – федеральный закон № 343-ФЗ). Данный федеральный закон вступил в законную силу с 1 января 2011 года.

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены следующие существенные изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в редакции федерального закона № 343-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ) увеличен с двух до трех дней период выплаты за счет средств страхователя пособия по временной нетрудоспособности при заболевании или травме застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения. В настоящее время работодатель оплачивает первые 2 дня временной нетрудоспособности (см. таблицу № 1).

2. Изменен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее — пособия). При этом изменения коснулись не только расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, но и порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также самой процедуры расчета пособий.

Так, согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (см. таблицы № 3, 4, 5, 12, 13).

Обращаем внимание, что средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в силу части 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) (см. таблицу № 3, 5).

Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, Законом № 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (см. таблицу № 10).

3. Изменен подход к определению страхователя, назначающего и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях:

1) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:

· пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя) (см. таблицы № 2, 3);

· ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (см. таблицы № 11, 12, 13);

2) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (см. таблицы № 2, 4);

3) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему (см. таблицы № 2, 5):

· либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (см. пункт 1);

· либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (см. пункт 2).

4. Частью 1 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая в случаях (см. таблицу № 9):

· если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;

· если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

При этом следует иметь в виду, что если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (см. таблицу № 9).

5. Согласно части 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ с 2011 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, будут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд (в текущем году в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд) (см. таблицу № 7).

Вместе с тем указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд. За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, — за период до 1 января 2011 года, предельная величина базы составляет 415 000 рублей за каждый календарный год (статья 2 федерального закона № 343-ФЗ) (см. таблицу № 8).

При этом норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая, на 365 (а для ежемесячного пособия по уходу за ребенком — норма об ограничении среднего заработка застрахованного лица, средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая, на 12) с 2011 года отменена (см. таблицу № 6).

Обращаем также внимание, что со следующего года средний дневной заработок застрахованного лица будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (часть 3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ). То есть, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 года не будет иметь значения при исчислении пособий (см. таблицы № 6, 7).

6. Законом № 255-ФЗ установлены дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц.

В частности, с 2011 года страхователи будут обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (пункт 3 части 2 статьи 4 1 Закона № 255-ФЗ). Форма и порядок выдачи указанной справки будут утверждены Минздравсоцразвития России.

При этом за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность, что закреплено в новой статье 15 1 Закона № 255-ФЗ.

За страхователем, назначающим и выплачивающим пособие застрахованному лицу, закреплено также право направлять запросы в территориальные органы Фонда в целях проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработка, необходимого для исчисления пособий (пункт 4 части 1 статьи 4 1 Закона № 255-ФЗ). Форма и порядок направления таких запросов будут утверждены Минздравсоцразвития России.

В свою очередь застрахованное лицо вправе получать от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий (пункт 2 части 1 статьи 4 3 Закона № 255-ФЗ). Однако для застрахованных лиц предусмотрена и ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия (часть 4 статьи 15 Закона № 255-ФЗ).

7. Федеральным законом № 343-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам Закона № 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в текущем году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный в соответствии с Законом № 255-ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам Закона № 255-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года (статья 3 федерального закона № 343-ФЗ).

Кроме того, Законом № 255-ФЗ конкретизированы нормы, регулирующие вопросы выплаты пособия по временной нетрудоспособности за период простоя (часть 7 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9), устанавливающие перечень документов, необходимых для исчисления и выплаты пособий (части 5, 5 1 , 6, 7 1 статьи 13).

В соответствии с пунктом 5 приказа Фонда от 14 декабря 2010 года № 269 «Об организации работы по реализации Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» управляющим региональными отделениями Фонда необходимо провести организационные мероприятия с работниками региональных отделений Фонда и их филиалов, а также со страхователями по применению новых норм, установленных федеральным законом, регулирующих порядок исчисления и выплаты с 1 января 2011 года пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обеспечить проведение разъяснительной работы в связи с реализацией федерального закона № 343-ФЗ.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ наименование изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

С изменениями и дополнениями от:

9 февраля, 24 июля 2009 г., 28 сентября, 8 декабря 2010 г., 25 февраля, 1 июля, 28 ноября, 3 декабря 2011 г., 29 декабря 2012 г., 5 апреля, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 2 апреля, 28 июня, 21 июля, 1, 31 декабря 2014 г., 29 декабря 2015 г., 9 марта, 3 июля 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 27 июня 2018 г.

Настоящий Федеральный закон (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ) применяется при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 статьи 3 названного Федерального закона

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Федеральный закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Ранее в соответствии с пунктом 30 Положения, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, размер пособия определялся в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа. В соответствии с законом, размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа, в который включаются периоды работы по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет: 100% среднего заработка для лиц, имеющих страховой стаж 8 и более лет; 80% — для лиц со страховым стажем от 5 до 8 лет и 60%, если страховой стаж составляет менее 5 лет. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка, если она имеет страховой стаж более 6 месяцев, в противном случае размер пособия не должен превышать 1 МРОТ.

Устанавливается, что федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год определяется максимальный размер пособия по нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в случаях:

1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.

При этом пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается за весь период нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности либо установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности. Инвалидам пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году, за исключением случая заболевания туберкулезом. В случае, если временная нетрудоспособность наступила в результате установленного судом умышленного причинения лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства либо вследствие совершения лицом умышленного преступления, в назначении пособия по временной нетрудоспособности отказывается. Если временная нетрудоспособность наступила вследствие заболевания или травмы, то выплата пособия за первые два дня временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств работодателя, а начиная с третьего дня — за счет средств Фонда социального страхования. В остальных случаях выплата пособия осуществляется за счет средств Фонда.

Срок обращения за выплатой пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам составляет шесть месяцев со дня восстановления трудоспособности либо окончания отпуска по беременности и родам соответственно. Работодатель назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения лица за его получением с необходимыми документами и выплачивает пособия в ближайший после назначения день, установленный для выплаты заработной платы.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к страховым случаям, наступившим после дня его вступления в силу.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 192-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ)

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения статьи 14 частью 3.3, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 25 февраля 2011 г. N 21-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 276-ФЗ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Действующая редакция

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

3. Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

3.1. Средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на день наступления страхового случая, на 365. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу указанных пособий осуществляются несколькими страхователями в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний дневной заработок, из которого исчисляются указанные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из указанной предельной величины, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

5.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на 30,4. Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на день наступления страхового случая, на 12.

5.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

Пункт 6 — Утратил силу.

7. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

www.zakonprost.ru

255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

Федеральный закон №255 обеспечивает нетрудоспособных граждан пособиями, определяет условия для получения и рассчитывает размер денежных средств. К нетрудоспособным лицам относятся женщины в положении, которые получают денежную компенсацию по беременности и родам. Дополнительно они подлежат обязательному социальному страхованию по ФЗ-255.

Описание закона

255-ФЗ об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности не распространяется на категорию лиц с временной нетрудоспособностью, полученной на производстве. Данные лица должны обратить внимание на положения ФЗ об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации.

Закон был принят 29 декабря 2006 года. Последние изменения ФЗ-255 проводились 1 мая 2017 года.

В Федеральном законе №255 представлены права граждан обязательного страхования. Это относится к лицам, получившим производственную травму или ушедшим в декретный отпуск. При временной нетрудоспособности 255-ФЗ определяется порядок, размер и условия денежной компенсации. Зависит от вида пособия:

  • По материнству;
  • По декретному отпуску. Компенсация оплачивается в конце каждого месяца;
  • По производственной травме или заболевания.
  • Порядок выплаты пособий

    В статье ФЗ-255 описывается порядок назначения, размер и выплаты пособий по временной нетрудоспособности беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

    Размер страховой денежной компенсации по ФЗ-255 назначает страхователь, который закрепляется за вами по месту работы. Наступил страховой случай, а сотрудник зарегистрирован в нескольких местах работы? Застрахованному лицу по закону выплачиваются пособия по всем зарегистрированным местам за предшествующие два календарных года.

    Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается страхователем только по одному месту работы.

    Выплата и размер по ФЗ-255 назначается на основании листка нетрудоспособности. Он выдается медицинским учреждением в виде документа в письменном виде. Затем по закону передается работодателю для оплаты. Возможно передать в электронном виде через сайт страхователя.

    Больничный лист

    Порядок предоставления больничного листа по закону рассмотрен в статье 13 255-ФЗ.

    При заполнении больничного листа учитываются следующие моменты:

    Врач заполняет разделы и заверяет печатью медицинского учреждения.

    Врач может не заполнять строку - место работы и название компании. Медицинский работник может самостоятельно вписать наименование компании перьевой, черной гелевой или капиллярной ручкой. Листок нетрудоспособности не может быть заполнен шариковой ручкой. Не допускается также чернило другого цвета.

    Во время заполнения больничного листа по закону согласно ФЗ-255 врач не имеет право допускать ошибок. Если было найдено несоответствие, оформляется дубликат листка нетрудоспособности.

    Работодатель должен проверить правильность оформления бланка согласно ФЗ-255. Если он принял листок с ошибками, то орган ФСС РФ не возместит ему расходы.

    Обратите внимание: Наличие в листке нетрудоспособности технических недочетов заполнения по закону не является основанием для создания дубликата:

  • Попадание печати на содержание текста;
  • Проставление пробелов между Ф.И.О. врачей и т.д .
  • Изменения, внесенные в 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

    Теперь ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности регулирует правовые нормы о налогах и сборах. Закон пересекается с Налоговым кодексом Российской Федерации. В ФЗ-255 контролируется правильный расчет, своевременная и полная уплата страховых отчислений за отчетные периоды. Дополнительно были изменены следующие главы закона:

  • Был утвержден размер индексации и выплат;
  • Предельная величина базы;
  • Минимальный размер оплаты труда.
  • Статья 3

    В статье 3 255-ФЗ говорится, что обеспечение страховыми выплатами застрахованным лицам осуществляется за счет государственного бюджета или за счет средств страхователя.

    Размер пособия выплачиваются согласно закону:

  • Застрахованным гражданам в первые трое суток с момента наступления временной нетрудоспособности. Выплата по ФЗ-255 формируется за счет страхователя, начиная с 4 дня нахождения на больничном денежные средства;
  • Застрахованным гражданам, которые добровольно используют страховой полис.
  • Компенсация по временной нетрудоспособности в соответствии с пунктами 2-5 ч. 1 ст. 5 255-ФЗ выплачивается с первого дня наступления временной нетрудоспособности. В последней редакции изменения не вносились.

    Статья 5

    Пособия по временной нетрудоспособности в ФЗ-255 выплачиваются в случаях:

  • Травмы или тяжелого заболевания согласно закону;
  • Потребности ухода за больным человеком в семье;
  • Карантина гражданина и ребенка, возраст которого до 7 лет. Только если он посещает дошкольное учреждение по закону;
  • Нахождения в медицинских учреждениях для осуществления протезирования.
  • Пособие по временной нетрудоспособности по ФЗ-255 выплачивается застрахованному гражданину в соответствии со статьей части 1. Только если он зарегистрирован по официальному месту работы или был травмирован по истечении 30 дней после увольнения.

    Статья 7

    ФЗ-255 содержит размер пособия по временной нетрудоспособности в случае серьезного заболевания или травмы.

    Критерии расчета по закону следующие :

    • Стаж застрахованного лица 8 и более лет - выплачивается полный размер средней заработной платы (100% выплаты);
    • Стаж от 5 до 8 лет - 80% от средней заработной платы;
    • Стаж до пяти лет - рассчитывается 60 процентов от средней зарплаты.
    • Расчет пособия согласно закону по уходу за больным следующий:

      Первые 10 дней размер пособия исчисляется в зависимости от стажа согласно ФЗ-255. Например, восьмилетний стаж предусматривает 100 процентную выплату от среднего заработка. Но здоровье больного может не восстановиться в течение 10 дней. Размер суммы денежной компенсации в таком случае составит 50 процентов от средней заработной платы;

      При лечении ребенка в стационаре размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа.

      Страховая компенсация в размере минимальной заработной платы рассчитывается при официальном страховом стаже менее 6 месяцев согласно ФЗ-255. В некоторых регионах предусматриваются коэффициенты при расчете по закону. Например, сумма денежной компенсации равняется размеру средней заработной платы + коэффициент.

      В последней редакции изменения в статье не проводились.

      Статья 8

      Список оснований для снижения размера денежной компенсации в ФЗ-255:

    • Прописанный режим врачом не был соблюден больным;
    • Неявка застрахованного лица на плановый медицинский осмотр. Дополнительно отсутствовало при проведении медико-социального исследования, что недопустимо в законе;
    • Застрахованное лицо было под действием наркотиков, алкоголя или других токсинов.
    • Выявление одного или нескольких оснований в ФЗ-255 способствует уменьшению денежного пособия до размера минимальной заработной платы. Последняя редакция закона не содержит изменения в статье.

      Статья 9

      Существуют периоды, за которые сумма денежной компенсации по нетрудоспособности не выплачивается. В выплате согласно ФЗ-255 может быть отказано, если:

      • Сотрудник по приказу работодателя был освобожден от трудовой деятельности полностью или частично. Работодатель продолжает начислять среднюю заработную плату;
      • Работника отстранили от службы по веской причине на определенное время. В этом случае денежные средства за трудовую деятельность и пособие по нетрудоспособности не выплачиваются;
      • Сотрудник пытался покончить жизнь самоубийством или причинил другой вред своему здоровью согласно ФЗ-255. Должны быть представлены доказательства в судебном порядке.
      • Застрахованным лицом было совершено умышленное причинение вреда здоровью на производстве, что является уголовным преступлением.

        В последней редакций закона изменения в статье не проводились.

        Статья 11

        В ФЗ-255 рассчитывается размер страховой денежной компенсации женщин, которые уходят в отпуск по беременности и родам. Если она трудоустроена и застрахована, размер пособия - 100 процентов от средней зарплаты.

        Если женщины отработали менее 6 месяцев на последнем рабочем месте, пособие по беременности и родам также выплачивается. Однако размер равен установленной в регионе минимальной зарплате. В некоторых регионах к минимальной зарплате прибавляются дополнительные коэффициенты (по ФЗ-255). Они также учитываются при расчете.

        Статья 12

        В статье 12 описывается период обращения за пособиями по временной нетрудоспособности и выплатами по беременности и родам.

        Часть 1 статьи 12 255-ФЗ гласит о том, что сумма денежной компенсации по временной нетрудоспособности назначается в течение полугода после выздоровления.

        Часть 2 ФЗ-255 гласит, что пособие по беременности и родам можно получить, если обращение за ним было сделано в течение полугода после окончания отпуска по беременности и родам. Это обращение принимается территориальным органом (если причина пропуска срока уважительная). Список уважительных ситуаций определяется Федеральным законом. В последней редакции закона изменения не производились.

        Статья 13

        В 2017 году изменения коснулись ч. 5 статьи 13 ФЗ-255. Больничный лист выдается медицинским учреждением в письменном виде или публикуется в системе страхователя в электронном варианте. Во втором случае используется электронная подпись врача или медицинского учреждения.

        Чтобы трудоустроенный официально гражданин получил выплату по пособию, предоставляется квитанция о размере заработной платы. Этот документ - основа для расчета размера пособия по ФЗ-255. Оформление листка нетрудоспособности осуществляется в соответствии с Федеральным законом исполнительной власти. Порядок оформления и предоставления больничного листа утверждается Правительством РФ.

        Статья 14

        Денежное пособие по нетрудоспособности рассчитывается из средней заработной платы за последние два года согласно ФЗ-255. Трудоустройство у нескольких работодателей позволяет получить несколько выплат одновременно. Получение денежной компенсации происходит по приходу на работу. В последней редакции закона изменения не проводились.

        Внимание: Отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком не останавливает учет страхового стажа. Пособие оплачивается за последние 24 месяца с декретным отпуском включительно. В последней редакции изменения не вносились.

        Скачать

        ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности был издан 29 декабря 2006 года. Содержит 5 глав и 19 статей о правилах начисления пособий по страховым случаям. В последней редакции ФЗ-255 вы найдете все изменения, дополнения и поправки в статьях. Скачать закон можете по следующей ссылке .

    Федеральный закон №255-ФЗ от 29_12_2006г

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


    ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ

    НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

    И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ


    Государственной Думой


    Советом Федерации


    (в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ ,

    От 24.07.2009 N 213-ФЗ )


    (см. Обзор изменений данного документа)


    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


    КонсультантПлюс: примечание.

    По вопросу, касающемуся обеспечения пособиями по беременности и родам, см. также Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ.

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    (часть первая в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

    2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 12 , 13 , 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".


    Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством


    1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

    3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации.


    Статья 1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


    (введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

    1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    2) страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение;

    3) обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее также - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом;

    4) средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - денежные средства, формируемые за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также имущество, находящееся в оперативном управлении страховщика;

    5) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) - обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    6) средний заработок - средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с настоящим Федеральным законом исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.

    2. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в других законодательных актах Российской Федерации.


    Статья 1.3. Страховые риски и страховые случаи


    (введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)


    1. Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

    2. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

    1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона;

    2) беременность и роды;

    3) рождение ребенка (детей);

    4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

    5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.


    Статья 1.4. Виды страхового обеспечения


    (введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)


    1. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты:

    1) пособие по временной нетрудоспособности;

    2) пособие по беременности и родам;

    3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

    4) единовременное пособие при рождении ребенка;

    5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

    6) социальное пособие на погребение.

    2. Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"), Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон "О погребении и похоронном деле").


    Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством


    (см. текст в предыдущей редакции )


    1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

    1) лица, работающие по трудовым договорам;

    2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

    3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

    4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

    5) священнослужители;

    6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

    2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

    3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

    4. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле". Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

    5. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством .

    6. Законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.


    Статья 2.1. Страхователи


    (введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)


    1. Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:

    1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

    2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

    3) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

    2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.

    3. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.


    Статья 2.2. Страховщик


    (введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)


    1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.

    2. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    КонсультантПлюс: примечание.

    О Фонде социального страхования Российской Федерации см. Указ Президента РФ от 07.08.1992 N 822 и Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101.

    3. Правовой статус и порядок организации деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации определяются федеральным законом.


    Статья 2.3. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей


    (введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)


    1. Регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика:

    1) страхователей - юридических лиц в пятидневный срок со дня представления в территориальный орган страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке , определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

    2) страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения;

    3) страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из принимаемых работников.

    2. Снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется по месту регистрации в территориальных органах страховщика:

    1) страхователей - юридических лиц в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в порядке , определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

    2) страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в случае закрытия обособленного подразделения либо прекращения полномочий по ведению отдельного баланса, расчетного счета или начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц), в четырнадцатидневный срок со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета по месту нахождения такого подразделения;

    3) страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником (в случае прекращения трудового договора с последним из принятых работников), в четырнадцатидневный срок со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета.

    3. Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, и лиц, приравненных к страхователям в целях настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.


    Статья 3. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения


    (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции )


    1. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.

    2. Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается:

    1) застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации;

    2) застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности.

    3. Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности.

    4. Финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации. Определение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на финансирование дополнительных расходов, в части периодов указанной службы, имевших место до 1 января 2007 года, не производится, если данные периоды учтены при определении продолжительности страхового стажа в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона.

    5. В случаях, установленных законами Российской Федерации, федеральными законами , финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.


    Статья 4. Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду


    (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции )


    Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, осуществляется в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации.


    Глава 1.1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

    СУБЪЕКТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ

    ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ


    (введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)


    Статья 4.1. Права и обязанности страхователей


    1. Страхователи имеют право:

    1) обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов;

    2) бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    3) обращаться в суд для защиты своих прав.

    2. Страхователи обязаны:

    1) зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены статьей 2.3 настоящего Федерального закона;

    2) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации;

    3) в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

    4) вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходам на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;

    5) выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    6) предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;

    7) сообщать в территориальные органы страховщика о создании, преобразовании или закрытии обособленных подразделений, указанных в пункте 2 части 1 статьи 2.3 настоящего Федерального закона, а также об изменении их места нахождения и наименования;

    8) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    3. Права и обязанности страхователей как плательщиков страховых взносов устанавливаются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".


    Статья 4.2. Права и обязанности страховщика


    1. Страховщик имеет право:

    1) проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

    2) запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;

    3) получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации суммах страховых взносов, пеней, штрафов;

    4) не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;

    5) обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в сфере здравоохранения, с запросами о проведении в медицинских организациях проверок организации экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности;

    6) предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности;

    7) представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

    8) осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    2. Страховщик обязан:

    1) осуществлять управление средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и бюджетным законодательством Российской Федерации;

    2) составлять проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и обеспечивать исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

    3) вести в установленном порядке учет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    4) составлять проект отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также установленную бюджетную отчетность;

    5) осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - контроль за уплатой страховых взносов), а также контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам;

    6) осуществлять в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;

    7) выделять страхователям в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов;

    8) осуществлять регистрацию страхователей, вести реестр страхователей;

    9) вести учет физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уплаченных ими страховых взносов и сумм выплаченного им страхового обеспечения;

    10) бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    11) не разглашать без согласия застрахованного лица сведения о результатах его медицинских обследований (диагнозе), получаемых им доходах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    12) выполнять иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

    3. Права и обязанности страховщика, связанные с осуществлением контроля за уплатой страховых взносов, устанавливаются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".


    Статья 4.3. Права и обязанности заст