По результатам судебных разбирательств велика вероятность возникновения ситуации, когда одна из сторон выражает несогласие с судебным вердиктом. Многие по причине различных обстоятельств и незнания законодательства, соглашаются с постановлением, включая ситуации, когда оно выносится с явными признаками нарушения законодательства. Выходом станет обжалование решения суда низшей инстанции по административному делу, что можно сделать несколькими способами.

После того, как определение начало действовать, начинается процедура его исполнения, согласно ранее поданному иску. Ввиду многочисленных попираний гражданских прав в результате реализации властных полномочий, рекомендуется по каждому спорному постановлению писать ходатайство. Специалисты настаивают на том, чтобы оформлять его сразу после решения суда. На основании КАСРФ имеется возможность обжалования постановления, согласно сокращенным срокам.

Апелляция в административном производстве

Важно понимать, что каждое решение суда в административном производстве реально оспорить, путем обращения:

  • Через кассацию;
  • Посредством апелляции;
  • В результате надзорного разбирательства.

Выполнение постановления, вынесенного по упрощенным условиям, начинается после 15 суток от числа его оглашения. В других вариантах срок исчисляется одним месяцем. В течение обозначенного времени, если это потребуется, направляется жалоба. Важным условием является наличие официального судебного решения, оформленного в письменном варианте, в конечном виде, по конкретному административному разбирательству.

На основании статьи 298 КАСРФ под исключение попадают любые производства по пересмотру актов самороспуска, расформирования правительственных органов, определения иностранного подданного в особые учреждения, либо лечебницу психиатрического типа.

Необходимо делать акцент на том, что нарушенный срок обжалования постановления должен в обязательном порядке повлечь за собой реализацию ходатайства относительно восстановления возможности подачи апелляционного заявления. Если этого не сделать, появляется вероятность того, что жалоба не будет рассмотрена в срок, либо вообще ее отклонят.

Обязанностью мирового судьи, который пересматривает обращение и запускает документ в производство, является оповещение всех лиц, проходящих по определенному делу. Задача районного суда и других инстанций состоит в следующем - зарегистрированная жалоба должна быть рассмотрена в срок не более 60 суток от даты ее принятия соответствующей инстанцией.

Каждый судебный процесс осуществляется в коллегиальном порядке, под председательством мирового судьи. В административном производстве допускается принятие новых доказательств, не известных ранее. Для этого, обратившийся в срок гражданин, обязан доказать, что их невозможно было предоставить ранее.

Об апелляционных жалобах

Законодательство предусматривает, что подобная жалоба подается исключительно участниками процесса, либо соответствующими представителями в законном порядке, которые проходили по изучаемому делу. Кроме этого на апелляцию могут рассчитывать и те, у кого любым образом были затронуты права по результатам оглашенного постановления суда. Обычно апелляционное заявление содержит следующую информацию:

  • Сведения относительно заявителя, места регистрации, прописки и ФИО;
  • Название судебного органа, где планируется обжалование неугодного решения;
  • Точная информация по другим фигурантам, проходящим в разбирательстве;
  • Четкое наименование суда низшей инстанции, где ранее был проведен процесс и вынесен вердикт;
  • Изложение сути постановления, подлежащего пересмотру;
  • Предъявление основных требований, моментов, относительно чего выражается несогласие, весомых доказательств и аргументированной личной позиции. Юристы советуют грамотно формулировать главную часть и настаивать на том, чтобы выполнилась отмена решения суда, принялось новое постановление, осуществилось частичное или полное его изменение;
  • Имеющиеся доказательства, бумаги, материалы по делу, включая ходатайство и заявление, следует приложить к жалобе;
  • В конце обращения необходимо проставить подпись истца, доверенного лица, с подтверждением соответствующих прав в нотариальном порядке.

Стоит понимать, что любое решение мирового судьи реально отменить, руководствуясь статьей 310 КАСРФ. Поэтому, перед обращением в органы правосудия рекомендуется внимательно изучить определения законодательства и найти необходимое основание. Важно, чтобы жалоба и прилагаемая к ней документация в виде копий была разослана или предоставлена каждому лицу, проходящему по административному делу.

Закон предусматривает письменный порядок предоставления обращения. Оно оформляется истцом, для чего потребуется соответствующий образец, направляемый в отделение суда низшей инстанции, где собственно и осуществлялось рассмотрение вопроса и вынесено постановление. Документация затем переадресовывается в высшую инстанцию, согласно подсудности. Заявителю придется взять на себя судебные расходы, которые для физического лица составляют не более 200 рублей, юридического и организаций - до 400 рублей.

Кассационное оспаривание административных дел

Порядок обжалования вопросов путем кассации предусматривает рассмотрение только тех дел, которые начали действовать, при этом ранее проведенные через апелляцию. Оспаривание обычно инициируется в срок не позже чем через 180 дней, начиная от даты, когда появилось решение мирового судьи. По истечению указанного времени можно подавать ходатайство с просьбой восстановить пропущенные временные интервалы, при наличии на то уважительных оснований.

Жалоба оформляется и регистрируется гражданином, проходящим по административному делу, в том числе его представителем, интересы которого в определенной мере были затронуты сомнительным вердиктом, включая и вопросы с участием прокурора. Регистрация обращения выполняется заявителем или нотариально оформленным доверенным лицом в кассационный орган. Поскольку, на основании принципа подсудности, основная доля производств направляется в адрес районного суда, то кассационная петиция адресуется в президиум суда субъекта РФ.

Исключительным случаем считается ситуация, при которой жалоба по апелляции не удовлетворяется частично или в полном объеме. Причины этому могут быть разные, когда обратившийся гражданин категорически с ними не согласен. Кассационная петиция подается в коллегию судей ВС, занимающихся вопросами административного характера.

Жалоба по кассации подлежит рассмотрению в срок, до 30 дней, при условии, когда производство не истребовано, до 60 дней, если производство истребовано, от даты ее регистрации в соответствующем органе, что прописано в статье 322 КАСРФ.

По результатам разбирательства выносятся решение:

  • Отклонить претензию, указанную в заявлении;
  • Отменить обжалуемое постановление, полностью или частично, осуществить процедуру прекращения по административному делу, оставить обращение без рассмотрения, если имеются основания, предусмотренные статьей 321 частью 1 КАС РФ;
  • Пересмотреть акт, относительно решения мирового судьи, направить его на пересмотр;
  • Внести изменения в судебный документ, согласно которого происходит обжалование постановления суда низшей инстанции.

Оспаривание административных дел в порядке надзора

Выполнение административного производства в надзорной инстанции осуществляется согласно статьям главы 36 КАСРФ. Если жалоба заявителя относительно неправомерного, на его взгляд, решения мирового судьи, не рассматривалась по апелляции или кассации, сомнительный вердикт с большей долей вероятности окажется отмененным в порядке надзорного производства.

Соответствующая жалоба в обозначенный срок, который не превышает больше трех месяцев от момента вступления постановления в силу, направляется в Президиум ВС РФ лицом, проходящим по делу или имеющим претензии о нарушении прав по судебному акту. Оформление заявления происходит по тем же правилам, которые предусматриваются с апелляцией и кассацией, для чего не лишним будет найти подходящий образец. В обращении указываются основания для того, чтобы отменить конкретный акт. Среди прочих могут быть попирание норм, предусмотренных конституцией РФ и международными договорами, неправильное толкование закона, нарушение прав и интересов определенных лиц и т.п.

Важно отметить, что пошлина на надзорную жалобу, поданную на постановление мирового судьи, определяется исходя из требований, изложенных в налоговом кодексе нашей страны. Срок, отведенный на рассмотрение по административному делу в порядке надзора, может быть продлен на 2 месяца по решению председателя Верховного суда, либо его заместителя.

В результате обжалования постановления мирового судьи, а также апелляции и кассации, могут быть приняты следующие решения:

  • Отмена обжалуемого судебного акта, прекращение производства по конкретному делу;
  • Оставление заявления без рассмотрения, а решение мирового судьи, апелляционной и кассационной инстанции в прежнем виде;
  • Внесение изменений в судебные акты, которые ранее были приняты по делу;
  • Частичная или полная отмена вердикта, направление его целиком либо части на пересмотр.

Предусмотренный законом надзорный порядок, фактически, является завершающим этапом административного обжалования ранее вынесенного решения мирового судьи первой инстанции и на более высоком уровне. Полученный акт суда, один образец которого вручается лично на руки или направляется по почте, в последующем, реально будет оспорить через международные инстанции, либо при выявлении новых обстоятельств, не известных ранее по уважительным причинам.

1. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом .

2. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

3.1. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещений для голосования могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

4. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

5. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об административном надзоре могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

6. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Судебные акты оспаривают в порядке апелляции, кассации и надзора. Первичную жалобу - апелляцию - направляют в суд, который вынес решение по делу, но в качестве адресата указывают вышестоящую структуру. Например, через районный суд можно обжаловать постановление мирового судьи по административному делу. Вердикт районного суда оспаривают на уровне краевой судебной инстанции. Чтобы обжаловать апелляционное решение по административному делу, обращаются в Президиум суда субъекта РФ. Следующая стадия - надзорное обжалование - осуществляется в Президиуме Верховного суда нашей страны.

Нельзя обжаловать постановление о возбуждении административного дела, поскольку этот документ не влечет правовых последствий для заявителя. Несогласие с административным постановлением должностного лица или коллегиального органа выражают с помощью обычной жалобы в судебные инстанции. А для привлечения к ответственности сотрудников государственных структур зачастую нет иного выхода, кроме как подать административный иск в суд.

Актуальный вопрос - кто может подавать административный иск? Такое право есть у граждан и субъектов предпринимательства, если их законные права были нарушены в результате решений властных органов или действий их представителей. Перед тем как написать административный иск:

  • определяют подсудность - от этого зависит, куда подать административный иск);
  • собирают документы, которые имеют отношение к делу.

Неправильное определение подсудности приведет к отказу в рассмотрении жалобы. Например, нельзя подать административный иск в Мосгорсуд, поскольку эта инстанция занимается только апелляционным, кассационным и надзорным обжалованием.

У того, кто столкнулся с бездействием и некомпетентностью сотрудников ФССП, часто возникает вопрос: куда подавать административный иск на судебного пристава? Исковое заявление адресуют в территориальный судебный орган по месту нахождения отдела ФССП, где работает должностное лицо.

Причины восстановления срока обжалования административного постановления

Сроки обжалования административных дел установлены законодательством. 10 дней отводят на предъявление возражений к постановлению, и 30 суток - на апелляционное оспаривание судебных решений, которые приняли после рассмотрения жалобы на государственные структуры и их сотрудников. При упрощенном порядке рассмотрения жалобы апелляцию подают в течение 15 дней после вынесения вердикта.

Иногда заявители не успевают подать жалобу в установленный период. Закон допускает восстановление пропущенных сроков при условии, что опоздание произошло по уважительной причине: из-за тяжелого заболевания, длительного отсутствия и прочих обстоятельств непреодолимой силы.

Услуги юриста по обжалованию административных дел в Москве

Административные наказания или бездействие должностных лиц могут повлечь за собой серьезные финансовые и репутационные потери. Юристы и адвокаты центра ПравоЗащита помогут восстановить справедливость с помощью эффективных методов обжалования. Для достижения результата профессионалы разработают грамотную правовую стратегию, используя успешный опыт досудебного и судебного урегулирования. Правозащитники занимаются всеми видами административных дел и оказывают помощь гражданам, предпринимателям и организациям.

Возможность граждан оспорить несправедливое судебное решение - основа основ российского правосудия. Не исключение и административное производство: назначение штрафа ГИБДД, наказание за проступок, отказ в рассмотрении претензии на бездействие должностного лица можно обжаловать сначала в апелляции, а потом в кассации. Как грамотно составить кассационную жалобу по административному делу, чтобы выиграть его?

Кассация в административном судопроизводстве

Кассация - 3-я стадия рассмотрения дела и 2-й этап обжалования спорного решения. Ее правила, порядок и в административном производстве разъясняет гл.35 (ст.318–331) КАС РФ.

Кассацию называют «судом над судом». Коллегия 3-й инстанции проверяет, насколько точно и в полной мере решения их нижестоящих коллег соответствуют нормам КАС и КоАП РФ, ищет судебные ошибки. К ним относят:

  • использование устаревшего, неподходящего к ситуации закона;
  • неправильное толкование норм, например, вразрез с рекомендациями ВС РФ или судебными прецедентами;
  • неприменение закона, который необходимо было использовать;
  • неукомплектованный состав суда, нарушение правила о языке, отсутствие протокола или подписей арбитров на итоговом акте, другие грубые процессуальные ошибки в ходе предыдущих разбирательств и т.д.

Вторая и третья инстанции анализируют разные стороны рассматриваемого дела. Дублирование текста апелляционной жалобы в кассационную - наиболее частый аргумент для отказа в ее рассмотрении.



Обжаловать дело в кассации может участник процесса, прокурор или любое лицо, права и интересы которого были задеты спорным решением. Оспариванию подлежит только вступивший в силу судебный акт, в том числе и апелляционный.

Кассация, по сути, двухэтапная процедура. Ошибки районных и мировых арбитров разбирает Президиум суда субъекта Федерации (областного, республиканского, краевого). Если результат рассмотрения в региональном суде не удовлетворил истца, он может подать жалобу в Коллегию по административным делам ВС России.

Правила составления кассационной жалобы

Ст. 320 КАС РФ указывает, как правильно составить иск в суд 3-й инстанции. В нем обязательно должны быть:
«Шапка» наименование судебного органа; ФИО автора, адрес для корреспонденции, контактные данные; отношение к процессу (истец, ответчик). Если кассатор не участвовал в деле, он должен объяснить, как спорное решение повлияло на его права и интересы; список лиц, привлеченных к делу, их процессуальное положение.
Преамбула краткое описание дела; перечень судов и принятые ими решения.
Мотивировочная часть нарушения материального или процессуального права, которые были допущены арбитрами нижестоящих инстанций; описание того, как изменилось бы решение после исправления судебных ошибок.
Просительная часть Требования кассатора отменить спорный акт или передать дело на повторное рассмотрение. Принять новое решение самостоятельно коллегия 3-й инстанции может, если доказательств достаточно и их не нужно переоценивать.
Заключительная часть перечень документов; подпись автора, расшифровка, дата.

Мотивировочная часть - самое важное в кассационной жалобе. Третья инстанция не рассматривает дело по существу. Она проверяет решения арбитров на их законность, а не справедливость с точки зрения участников спора. Причем нарушения должны быть значительны. Лучше расписывать их по пунктам, со ссылками на действующие нормы, рекомендации ВС РФ, судебную практику.


Не стоит:
  • упоминать об описках, орфографических ошибках, неправильных расчетах;
  • ссылаться на неизвестные ранее обстоятельства дела;
  • требовать переоценки доказательств;
  • давать эмоциональную оценку спорному решению.

Процедура подачи

К заявлению нужно подготовить пакет документов:
  • копии всех судебных решений, заверенные «живой» печатью в канцелярии суда начальной ступени;
  • квитанцию об оплате госсбора в пользу отделения кассационного суда (150 руб. для частных лиц);
  • копии материалов дела по количеству лиц-участников процесса;
  • доверенность, если от имени автора действует его представитель. От адвоката потребуется ордер - подтверждение его полномочий и квалификации;
  • ходатайство о восстановлении срока, если он был пропущен.

На обжалование дается полгода с момента, когда судебный акт вступил в силу. Жалоба направляется непосредственно в кассационный суд. Президиум областного (регионального, краевого) суда принимает к пересмотру акты, принятые мировыми и районными арбитрами.

Коллегия ВС РФ проверяет дела, уже прошедшие кассацию в регионе, и те, для которых суд субъекта был начальной инстанцией. В 2017 г. отправить жалобу и сканы документов в Верховный суд можно через интернет, с помощью онлайн-формы на его официальном сайте.

Решение в суде 3-й инстанции принимает коллегия арбитров. Но до того как дело попадет на рассмотрение, оно проходит так называемую «фильтрацию». Независимый судья проверяет жалобу на соответствие процессуальным требованиям: подана ли она в срок и по подсудности, правомочен ли автор оспаривать решение.

Читается и мотивировочная часть. Если кассатор основывает свои требования не на ошибках судей, а, например, требует переоценки доказательств, жалобе не дадут ход. «Фильтрация» отсеивает 8 исков из 10. Если дело попало на рассмотрение в коллегию, значит, у него есть хороший потенциал.


Суд рассылает копии материалов всем участникам и дает им время на изучение, подготовку возражений. В ходе заседания истец и ответчик имеют право только на одно выступление. Затем арбитры удаляются и принимают решение голосованием. Считается, что чем больше времени уходит на совещание, тем выше шансы кассатора выиграть дело.

Если жалоба не прошла этап предварительной проверки в суде региона или автор не доволен результатами кассационного рассмотрения, он может обратиться в Верховный суд РФ. В Коллегии по административным делам ВС процедуры те же: «фильтрация», одно заседание, вынесение решения.

Тянуть с написанием и подачей кассационной жалобы по административному правонарушению не стоит. На обе кассационные стадии - Президиум суда в регионе и ВС РФ - дается общий полугодовой срок. В него входит в том числе время получения заверенных копий принятых актов, которое может растянуться до 2 месяцев.


В суде субъекта процесс кассации занимает до 30 дней; если дополнительно потребовалось поднять материалы дела - до 60 дней. В ВС РФ срок составляет 2 и 3 месяца. Как правило, коллегия не выходит за рамки доводов, упомянутых истцом.

По итогам кассации коллегия может вынести одно из следующих решений:

  • отказать истцу, оставить дело без изменений;
  • передать материалы на новое рассмотрение в суд 1-й или 2-й инстанции;
  • принять новое решение самостоятельно;
  • отменить спорное постановление/определение и прекратить судопроизводство.

По статистике ВС РФ 2016 г., из 1431 рассмотренных жалоб по административным делам, в том числе по правонарушениям, по 200-м были приняты новые решения. 87 дел были направлены на вторичное разбирательство.


Многое в кассации зависит от правильного, грамотного составления иска. Жалоба должна быть уникальной, написанной по материалам конкретного дела, с анализом действий и решений арбитров. По той же статистике, только 1431 иск в ВС РФ в 2016 г. дошел до рассмотрения в коллегии, то есть успешно миновал «фильтрацию». А подано было всего 17113 жалоб.

Составить кассационный иск так, чтобы его рассмотрела коллегия, очень сложно. А выиграть спор в 3-й инстанции - это верх мастерства даже для опытных адвокатов. Тем, кто намерен отстаивать свою правоту в кассационном суде, настоятельно рекомендуется прибегнуть к профессиональной юридической помощи.

Порядок обжалования судебных актов по административным делам

(Извлечение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ)

3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

(часть шестая введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 04.10.2010 N 263-ФЗ)

4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5 настоящего Кодекса:

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ)

2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

3. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

2. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

3. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 — 30.8 настоящего Кодекса.

4. Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 настоящего Кодекса, в трехдневный срок со дня вынесения решения.

5. Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим такое постановление.

(часть пятая введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5 настоящего Кодекса.

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.

3. Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

Статья 30.13. Суды, рассматривающие в порядке надзора жалобы, протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Жалобы подаются, протесты приносятся в порядке надзора в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители, либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 381-ФЗ)

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в порядке надзора жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены в порядке надзора председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.

4. Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений) пересматриваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

5. Вступившие в законную силу постановления судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов пересматриваются в порядке надзора окружными (флотскими) военными судами и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с законодательством о военных судах.

Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста в порядке надзора

1. В порядке надзора жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

2. Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:

1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;

2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;

3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;

4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;

7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.

3. К жалобе, протесту должны быть приложены:

1) копия постановления по делу об административном правонарушении;

2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;

4) копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 настоящего Кодекса.